Вступление. Данная статья писалась не для блога, но не пропадать же добру. Более серьезный стиль изложения, но не научный, и слава Богу. Для людей, простым и понятным великим и могучим русским языком.
Собственно текст:
Впервые вопросы благоустройства Кижского погоста были разработаны 2015 году в научно-проектной документации «Рабочая проектно-сметная документация по завершению реставрационных работ на церкви Преображения Господня Кижского погоста» (том IV, часть, IV, книга 25 «Рабочие чертежи благоустройства территории и устройство ливневой канализации», СПб).
Исходя из самого названия документации «Рабочая проектно-сметная документация ... церкви Преображения Господня Кижского погоста» следует, что в основном вопросы благоустройства территории затрагивали именно этот объект, не распространяясь далее его границ. Тем не менее, невозможно предложить решения только для одного объекта, не учитывая в перспективе работы на следующих объектах, а может быть и работы на всей территории погоста в целом, которые будут дополнять уже принятые решения. Другими словами, изначально нужна общая концепция, в которую аккуратно вписаны частные решения, реставрации отдельных объектов.
Исходя из идеи «перехода от общего к частному» текстовая часть «Книги 25» разделена на две части: концепция благоустройства и проектные решения. Наиболее интересна часть «Концепция», т.к. именно в ней рассматривались вопросы зонирования территории, диссонанса великолепного церковного интерьера и примитивного окружения вокруг храма, предлагались архитектурные и технические решения по благоустройству.
Пара замечаний о диссонансе.
Замечание первое. Ранее на территории погоста, до 1930-х годов было действующее кладбище с историей захоронений не менее трехсот лет. Вся территория погоста была уставлена православными крестами, а проходы к церквям представляли из себя узкие тропинки. И при входе в церковь и при выходе из церкви люди попадали в другое сакральное пространство и только пройдя его попадали или в церковь, или в привычную деревенскую среду, т.е. был своеобразный «буфер». На данный момент, этого буфера нет и без определенных мероприятий по благоустройству можно из нормальной «деревенской лужи» зайти в церковь с золотым иконостасом и выйти обратно в эту же лужу. Данная проблема отнюдь не нова. Еще в середине 19-го века в центре города Москвы застревали в грязи экипажи с царскими особами, ехавшие по маршруту дворец-вокзал. Но на дворе уже 21 век и надо что-то с этим делать.
Замечание второе. Не многие знают, что музейными сотрудниками на протяжении долгих лет велась кропотливая работа по подсыпке территории погоста в границах центрального входа, площадок и дорожек. Цель одна – создание условий для отвода ливневой и талой воды. Собственно, это и называется «борьба с лужами». Песчано-гравийная смесь, а порой и просто гравий под ногами на территории погоста – не исторический родной грунт, не аутентичная поверхность. Деревянные настилы у свечных лавок ограды погоста (главный вход на погост) тоже являются «не родными» конструкциями, а строго говоря они являются элементами современного благоустройства, аккуратно вписанными в общую канву сооружения.
В ходе практической реализации проектных решений по благоустройству территории Преображенской церкви в 2019 году было выполнено:
· планировка территории вокруг церкви для скрытия монолитной железобетонной ленты фундамента и создания уклонов для отвода воды от стен памятника с устройством водоотводящей отмостки;
· планировка территории для устройства подходов к крыльцам церкви;
· устройство оснований и отмосток северной и южной площадок крыльца;
· устройство ливневого водоотведения;
· устройство булыжной мостовой от колокольни до северной калитки ограды и озеленение территории.
Это минимальный набор и самые необходимые работы по благоустройству отдельно взятого памятника, но зачин хороший. Уже по факту свершившегося можно обсуждать далее тему под названием «благоустройство», разрабатывать её дальше. Проведенные работы дали импульс для развития данного направления, материи очень тонкой и деликатной.
Отдельно стоит озвучить один деликатный вопрос. До проведения реставрационных работ на территории кладбища Преображенской церкви стояли кресты, которые были демонтированы в 2006 году для устройства настила-эстакады. Предполагалось, что после завершения работ кресты вернутся на место. Но, не судьба. За 13 лет законодательство (и нормативная база) несколько изменилось и возвращение ранее демонтированных крестов выпало за рамки реставрации объекта «Преображенская церковь». В 2019 году восстановление крестов должно было проводиться в рамках объекта культурного наследия «Кижский погост», а не объекта культурного наследия «Преображенская церковь». Юридические нюансы оставили пространство вокруг храма в виде выкошенной полянки, хотя в проекте реставрации закладывалось восстановление 30 православных крестов. Данный вопрос не является критичным, однако очень доходчиво показывает «риски долгой реставрации» – кресты сняли, обратно поставить не смогли.
Однако, бывают и случайные приятные моменты. В далеком 2005 году на Кижском погосте была смонтирована система охранного освещения архитектурных памятников. Изначально система рассматривалась как сугубо утилитарное охранное мероприятие, но при её первом включении в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) моментально появился новый термин – архитектурная подсветка памятников. Принимая во внимание развитие зимнего туризма можно обратить внимание на развитие системы подсветки в контексте общего благоустройства территории погоста.
В любом случае благоустройство – это не самоцель, а мероприятия для улучшения жизни людей и посетителей музея. Эффективное благоустройство не дешево, но стоить того, чтобы музейное пространство стало комфортным: здесь ходят стар и млад, богатый и бедный, здесь безопасно, здесь есть на что посмотреть, здесь формируется социум. Все эти составляющие влияют на субъективное ощущение благополучия, которое один из показателей рассчитываемого ООН Индекса счастья.
Второй заход по разработке темы благоустройства Кижского погоста был выполнен в рамках научно-проектной документации «Ремонт крестов для сохранения объекта культурного наследия (текущий ремонт крестов)» (музей-заповедник «Кижи», 2021г.).
Решая довольно частный случай по установке десяти православных крестов на погосте пришлось вернуться к старой доброй схеме «от общего к частному»: сколько вообще крестов должно быть на погосте, где их можно ставить, где ставить категорически нельзя и зачем их ставить вообще.
Потянув за тонкую ниточку под названием «десять крестов» получилось размотать целый клубок компетенций, посмотреть на территорию Кижского погоста под другим углом зрения и выйти на новые уровни познания: история захоронений на Кижском погосте, архитектурные формы православных крестов, материалы исследований (старые ситуационные планы), фотодокументы территории, этические моменты и наконец вспомогательная научная дисциплина «ставрография».
В ходе работы обнаружился очень важный нюанс – в документах есть термин «погост», но полностью отсутствуют термины «кресты», «кладбище» и «захоронения». Единственным исключением является объект культурного наследия регионального значения – «Могила Т.Г. Рябинина, сказителя» 1791-1885гг., расположенный около колокольни. Вся остальная территория погоста по большому счету является газоном с тропинками и дорожками.
У термина «погост» есть несколько значений, например, одно из них – церковный двор или место огороженное при церкви («Толковый словарь живого великорусского языка», В.И. Даль). Данное определение идеально подходит для современной ситуации.
В недалекой перспективе стоящие кресты рано или поздно упадут и можно их не восстанавливать. Или все-таки восстанавливать и каким-то образом зафиксировать факт существования исторического кладбища? Вопрос сложный.
В проекте предложен ответ на этот вопрос – зонирование территории и разработка регламента использования каждой зоны.
Для проведения реставрационных работ и последующих профилактических работ на памятниках архитектуры литерально возникает первая зона – зона эксплуатации памятников.
Второй важной зоной является – зона обслуживания туристов. По статистике территорию погоста в летний период посещает порядка 150-200 тысяч человек за сезон. При максимальной дневной нагрузки порядка 3000 человек в день необходимо предусмотреть и рассчитать количество и вместимость обзорных площадок, ширину дорожек и т.п., учесть возможность посещения погоста маломобильными людьми, определить места отдыха для людей пожилого возраста.
Третья зона – зона восстановления кладбища. Вся оставшаяся территория внутри ограды погоста с учетом вычитания территории первых двух зон.
Для полного понимания вопроса зонирования остается добавить только одну деталь - в первых двух зонах (зона эксплуатации и зона обслуживания туристов) и даже под пятном застройки памятников находятся захоронения. Они везде. Плотность погребений просто немыслимая и кто работал на погосте с лопатой, тот точно знает, что дальше глубины чуть больше, чем «на штык» лопаты сразу пойдут костные останки. Поэтому, не очень корректно говорить о том, что кладбище только «за веревочкой» перед которой мы стоим. Но так сложилась ситуация, впрочем, это не является каким-либо нарушением или кощунством, просто развитие ситуации во времени и с новыми потребностями.
Существующий вид зонирования и благоустройства территории внутри погоста сложился примерно 50 лет назад, когда настала эра массового посещения острова Кижи туристами. Естественным путем появилась дорожная сеть внутри ограды и площадки, определились наиболее выгодные точки просмотра и ведения экскурсий. Правда, музейные сотрудники всегда ограничивали территорию для туристов не давая вытоптать весь погост.
Одновременно надо знать, что по современным санитарным нормам можно проводить любые работы по благоустройству на кладбище, т.к. срок последнего захоронения был в начале 1930-х годов, т.е. почти 90 лет назад. Нет никаких преград для любого устройства новых дорожек, смотровых площадок и т.п. с точки зрения буквы закона на всей территории погоста.
Самая опасная ситуация с благоустройством – отсутствие ограничивающей нормативной и проектной документации. Ведь то, что не запрещено – разрешено. Например, во время устройства мостовой около Преображенской церкви Главному архитектору Рахманову Владимиру Степановичу пришла идея продлить дорожку до северной калитки погоста. Дорожку продлили, но зачем? Северная калитка всегда рассматривалась как запасной и эвакуационный выход, экскурсии через калитку отродясь там не заходили. С другой стороны, имеет право, ведь режимы использования (зонирования) территории не прописаны.
Подводя предварительный итог по благоустройству погоста можно сказать, что ранее разработанная проектная документация рассматривала выполнение частных, локальных работ, но все время была потребность в общем решении по глобальным вопросам. Первый проект решал вопрос минимально необходимого благоустройства около Преображенской церкви, второй проект решал вопрос восстановления десяти крестов опять же около Преображенской церкви, какой будет третий проект? Очень не хотелось бы, чтобы общее благоустройство Кижского погоста складывалось из разных маленьких проектов. Ведь сколько авторов, столько и мнений, столько будет разных предложений.
Практический итог второго проекта благоустройства в сухом остатке прост – установили десять православных крестов на северной части погоста, немного заполнили пустое пространство. А самый важный итог второго проекта – попытка создания общей Концепции развития погоста.
Любая концепция должна обсуждаться, данная Концепция не исключение. Подобраны фотоматериалы, исторические обмеры погоста с памятниками и установкой крестов, разработаны предложения по восстановлению кладбища на основе новых данных. Есть что обсуждать, улучшать, и есть куда двигаться.
Тема улучшения жизненного пространства в целом и благоустройства погоста в частности требует особых подходов, всестороннего обсуждения предмета. Очень отрадно, что местные жители очень положительно восприняли идею музея по благоустройству и восстановлению кладбища, ведь именно они являются прямыми потомками жителей Кижской волости. Очень радует, что отец Павел, как правопреемник всех кижских настоятелей тоже поддерживает и приветствует духовное возрождение, установку православных символов на своем историческом месте.
Значит все делаем правильно, значит это хорошо. Осталось немного – выработать общую позицию и сделать жизнь лучше.
В заключении хочу объяснить, почему я занимаюсь упорно этим вопросом, что меня сподвигло? Уже более 20 лет я работаю в музее «Кижи» в области реставрации и всегда возникает очень простой вопрос: «Кто все это сделал, кто смог донести до моего поколения всю эту красоту?». Ответ очень прост – все эти мужчины и женщины, пахари, плотники, матери рядом. Рядом, в пределах ограды погоста. Каждый внес свою лепту, кто деньгами, кто трудом, кто добрым словом. В Метрических книгах перечислены их имена и фамилии, место захоронения – Кижский погост. Если есть возможность вспомнить их имена и установить памятные православные кресты, то это будет дань уважения моего рода всем древним строителям, зодчим, творцам непреходящей архитектуры.
21.10.2021
Куусела А.С.