Найти в Дзене

Как агенты КГБ, в том числе и В.В. Путин, выбирали себе «вторые имена»

Это интересная история. Ведь хочется понять, почему тот или иной агент работал под конкретным псевдонимом – оперативным псевдонимом. Например, Рихард Зорге был довольно известен под «ником» «Рамзай». Откуда это? К Зорге еще вернемся. А начать стоит с одного довольно известного перебежчика, который в свое время хорошо всё пояснил про оперативные псевдонимы. Речь идет о Борисе Карпичкове, который, когда СССР развалился, не стал ждать наступления счастливых времен на родине, а направился на Запад. Может быть, правильно сделал. Но не нам об этом судить.

Обратимся к тому, что говорил Карпичков по поводу тех агентов, с которыми он сотрудничал.

Во-первых, что нужно четко понимать, никаких жестких требований не было. Тот же Карпичков однажды пояснял, что его агенты сами определялись с псевдонимами. Какой им нравился, такой и брали. Но за исключением. Например, экс-офицер КГБ вспоминал, что один из участковых милиционеров взаимодействовал с ним, используя псевдоним «Муравей». Карпичков, когда впервые услышал этот ник, спросил, почему именно «Муравей»? На что был получен ответ: «А он маленький, но кусает больно». Хорошо, что не клоп.

Борис Карпичков
Борис Карпичков

Как рассказывал перебежчик, всё же кое-какие требования к выбору «второго имени» существовали. Например, не приветствовалось что-то длинное, непонятное и запутанное. Псевдоним должен был быть коротким, ёмким, запоминающимся. «Муравей» - это был хороший вариант, который оставили. Четко ассоциируется с довольно интересным насекомым.

В заголовке упоминался Владимир Владимирович. Он сам рассказывал про свой оперативный псевдоним – «Платов». Эта информация не может быть откровением для людей, которые следят за политикой. И за политиком тоже. Ведь почти 20 лет назад в СМИ, в частности – в «МК», писали о том, какой псевдоним был у ВВП в разведшколе – это именно «Платов». Если верить средствам массовой информации, то Владимир Владимирович не сам выбрал этот «ник». Ему предложил использовать такое имя наставник. Во-первых, потому что псевдоним начинается на ту же букву, что и настоящая фамилия. Во-вторых, Матвей Платов был прославленным российским казачьим генералом.

-2

Что же касается Рихарда Зорге, который использовал «ник» «Рамзай», то есть такое предположение: в России существует населенный пункт, который именно так и называется. А перевод очень возвышенный: «Чистая вода».

Таким образом, несколько тенденций и особенностей, исходя из отмеченного, можно назвать:

1. Псевдонимы выбирали либо сами агенты, либо их наставники что-то подбирали для своих подчиненных.

2. Никаких строгих требований не было. Рекомендовалось лишь останавливаться на чем-то простом и понятном. И еще – на запоминающемся.

Представляется, что такой же метод подбора «никнеймов» сохранился до сих пор. А зачем его менять, если он очень хорошо работает?

Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.