Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Налоговое администрирование: программы новые, подходы старые

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев считает, что многие проблемы в налоговом администрировании обусловлены дефицитом здравого смысла. По его словам, подходы к налоговому контролю основаны на представлениях прошлого века – периода доцифровой экономики, а статьи действующего Налогового кодекса, касающиеся налоговых проверок, были устаревшими уже в момент их принятия.

Предлагаем вам ознакомиться с авторской статьей Фархада Курбанбаева, посвященной налоговому законодательству Узбекистана.

– Многие проблемы в налоговом администрировании обусловлены, на мой взгляд, дефицитом здравого смысла. Подходы к налоговому контролю, как уже приходилось писать два года назад, основаны на представлениях прошлого века – периода доцифровой экономики.

Налоговые нововведения 2022 года нервозно встречены бухгалтерским сообществом, мнение которого во многом отражает мнение всего бизнес-сообщества.

Как сообщает пресса Министерство финансов и ГНК услышали бухгалтеров и готовят необходимые меры по внесению поправок в эти нововведения. А ведь не прошло и месяца. Спрашивается, неужели нельзя было предвидеть, что эти новости поставят налогоплательщиков в трудное положение…

И это не впервой. В июле 2002 года постановлением правительства № 249 был введен налог на вмененный доход для торговых предприятий, который был отменен через год. В начале 2019 года был введен упрощенный НДС – говорили, временно, на 2 года, но он не просуществовал и полгода из-за своей изначальной бессмысленности и ошибочности. Была попытка ввести новую форму проверки под названием "тематическое экспресс-изучение".

Теперь вот наметили ввести требование, чтобы занимаемая площадь фирмы была не менее 18 кв. м. и чтобы работников у нее было не менее 4…

Хорошо, что органы, ответственные за налоговое законодательство, послушали налогоплательщиков, услышали их и примут меры по исправлению ситуации.

Но, боюсь, что положение с налоговым администрированием коренным образом не изменится в лучшую сторону до тех пор, пока будем находиться в плену устаревших догм, ложных убеждений.

Главная догма – это ложное убеждение, что абсолютно необходимый для существования государства, законный налоговый контроль можно проводить без документальных проверок – по данным программных продуктов налоговых органов.

Цифровые налоговые программы – электронная отчетность, электронные счета-фактуры, онлайн-кассы, программы e-aktiv, е-ijara и т.п. – это не налоговый контроль сам по себе, а всего лишь его инструменты, которые фантастически (иначе и не скажешь!) облегчают проведение проверок деятельности налогоплательщиков.

Что такое, к примеру, электронный счет-фактура? Он означает, что на мониторе компьютера налогового инспектора высвечиваются важнейшие хозяйственные операции налогоплательщика – кому, когда, что, сколько, по какой цене он продал… Есть другие программы, которые дают информацию о других сторонах деятельности предприятия…

Остается лишь "по-человечески" – в буквальном понимании этого слова - проанализировать и сделать выводы о соблюдении или несоблюдении налогоплательщиком законодательства. А делать выводы на основании одних только показателей налоговых программ нельзя… Нужна документальная проверка – с соблюдением всех процедурных требований. Только тогда выяснится, действительно ли есть нарушение или это недостаток/сбой программы.

Задача налоговиков – находить и наказывать недобросовестных налогоплательщиков. Эта задача, повторюсь, фантастически облегчается за счет цифровых технологий – не нужно, как раньше, неделями изучать толстые папки бумажных документов. Почти все данные есть в программах, нужно их по логике здравого смысла проанализировать и далее – самое главное – проверить на месте, собрать недостающие, т.е. убедиться воочию в степени адекватности программных данных реальной деятельности предприятия.

Вместо этого, т.е. вместо серьезной аналитической работы с использованием возможностей цифровых технологий, налоговые администраторы пошли по пути абсолютизации значения данных о деятельности налогоплательщиков, получаемых из программных продуктов, которые зачастую дают сбои, недостаточно учитывают все нюансы реальной бизнес-деятельности, не всегда понятны налогоплательщикам. И получается, что эффект от внедрения цифровых инструментов контроля, нередко, с точностью наоборот…

А ведь все так просто…Как описано в басне "Ларчик":

"Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться".

"За дело просто взяться" в налоговом администрировании в сложившейся ситуации – это восстановление практики документальных проверок (налогового аудита) с одновременным введением 2-3-х годичного моратория на применение санкций за налоговые правонарушения, выявленные в ходе налоговых проверок. То есть в течение нескольких лет во всех хозяйствующих субъектах должны быть проведены документальные проверки (налоговый аудит) без применения санкций за налоговые правонарушения (за исключением общественно опасных нарушений – подпольное производство алкогольной продукции, торговля запрещенными товарами и т.п.).

При этом налоговые проверки станут для предприятий своего рода бесплатным консалтингом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств.

Без такого простого пути решения проблем налогового контроля (1) ограничения на совершение хозяйственных операций, (2) санкции типа лишения регистрационного удостоверения плательщика НДС и т.п., вводимые на основе данных программных продуктов, будут сродни, с точки зрения интересов экономики страны, действиям "рубить сук, на котором сидим", а с точки зрения интересов бизнеса, будут нарушением прав на свободу осуществления хозяйственных операций.

На практике нередки, к сожалению, факты, когда нормально (законно) работающее предприятие из-за дебиторской задолженности, сложившейся по объективным для него причинам, имеет задолженность перед бюджетом по НДС на несколько сот миллионов сумов, за это штрафуется на несколько десятков миллионов сумов и… вдобавок теряет право на зачет НДС и тем самым лишается финансовой возможности продолжать свою деятельность… Спрашивается, кому это выгодно? Естественно, никому: ни государству, ни бизнесу.

Выводы:

  • Статьи действующего Налогового кодекса, касающиеся налоговых проверок, были устаревшими уже в момент их принятия. Надо заново написать и принять эти статьи.
  • Целесообразно находить нарушителей налогового законодательства и наказывать их НЕ ПО ДАННЫМ программных продуктов, а ПРИ ПОМОЩИ этих данных на основе документальных доказательных проверок с соблюдением процедур, предусмотренных ЗАКОНОМ.

Последние новости и все самое важное в Узбекистане – читайте в нашем Телеграм-канале.