856 г. до н.э. Ближний Восток
С наступлением весны 856 г. до н.э. (1), ассирийская армия вновь выступила на запад (см. «Определились, кому сколько платить»). Правитель Ассирии лично повел ее в поход, и не потому, что предстояли важные бои, а для решения серьезных организационных вопросов.
Как и ожидалось, Ахуни, правитель государства Бит-Адини, чьи владения лежали по обе стороны реки в излучине Евфрата, скрылся, не принимая боя. А потому ассирийцы начали оккупацию его владений, с целью превращения их в область своей империи.
Шульману-ашаред лично назначил областеначальника вновь учрежденной провинции, указал ее пределы, взял под личный контроль перестройку местных городов, которые должны были стать опорой власти Ассирии в этом регионе.
Город Тил-барсип стал называться Кар-Шульмануашаред, Наппиги – Лита-Ашшур, Аллишу – Асбат-лакуну, Ругулити – Кибаит-[…].
Восстановили ассирийский город Муткину, разрушенный арамеями при царе Ассирии Ашшур-раби (2). На реке Сагур к западу от реки Евфрат в опорный пункт Ассирии превратили город Питру, переименовав его в Ана-Ашшур-итер-асбат.
В городе Кар-Шульмануашаред царь Ассирии выстроил себе дворец.
Здесь принимал дань приевфратских и приморских царей Сирии и Финикии.
В разгар всех этих, приятных для владыки Ассирии, мероприятий, громом среди ясного неба оказалась весть с севера: Араму, правитель государства Биаини (асс.: Урарту), одним походом подчинил своей власти государства: Даиаени (по биаинийски: Диауехи), Сухме, Ишуа, Алзи, Тумме, расположенные между реками Арацани и Евфратом (в его верхнем течении) и долиной реки Чорох.
Эта весть явилась весьма неприятным сюрпризом. Ведь в 859 г. до н.э. Араму не приняли всерьез (см. «Проверка на вшивость»).
Пришлось срочно выступать в далекий и опасный поход на север.
Шульману-ашаред лично повел свою армию.
Наступление велось по восточному берегу реки Евфрат через земли Сухму и Бит-Замани, сдавшихся без сопротивления. Неприятности начались в горах страны Ишуа, чьи перевалы были заняты войсками местных владетелей. Пришлось призвать саперов. Последние сумели проложить проход через горы, в обход вражеских отрядов.
Вырвавшись на равнины Энзите (входила в Ишуа) и Алзи, ассирийская армия развернула свои боевые порядки и наступала широким фронтом, оставляя за собой руины городов и пепелища сел. Пленные и захваченный скот исчислялись десятками тысяч.
Не задерживаясь, переправились через реку Арсанию (совр.: Арацани) и без особых усилий захватили город Ваштал – столицу государства Сухме.
Сухме также превратили в пустыню из руин и пожарищ. Захватили в плен Суа, правителя Сухме. Тактика быстрого продвижения по вражеским землям оправдала себя полностью.
Жители Даиаени (Диауехи) также оказались не готовы к большой войне. Теперь уже в долинах рек Чорох и Олту дымы от пожарищ закрыли небо.
Из Даиаени (Диауехи), Шульману-ашаред повернул на юго-восток.
Мимоходом разграбил страну Тумме и вышел к Арзашку – городу-крепости - опорному пункту на северо-западных рубежах государства Биаини (Урарту). По данным разведки в Арзашку пребывал со своими отрядами сам Араму.
Узнав о подходе, армии Ассирии, Араму ушел на гору Адури, где разбил лагерь, вероятно, рассчитывая нанести удар по ассирийцам, когда те начнут штурм хорошо укрепленного Арзашку. Но просчитался.
Неожиданно для царя Биаини (Урарту), Шульману-ашаред обошел Арзашку и обрушился на Араму.
3400 воинов Биаини (Урарту) полегли на поле брани, прочие разбежались. Сам Араму скрылся в труднопроходимых горах. В руки победителей попала казна царя Биаини (Урарту), его личные вещи, много лошадей и военного снаряжения. Разгром был полный.
Шульману-ашаред мог без опаски приступить к разорению владений противника.
1 элулу (август/сентябрь) армия Ассирии начал штурм Арзашку.
Биаинийцы сражались отчаянно. 13500 защитников города полегли в бою, нанеся серьезные потери армии Шульману-ашареда. Обозленный победитель приказал перебить всех пленных. Город был разрушен до основания.
Отсюда победоносные ассирийские войска выступили к морю Наири (оз. Ван), сметая все на своем пути. Был разрушен крупный город Арамале. Правитель Занзиуна поднес большие дары царю Ассирии. Город и его окрестности пощадили.
Омыв свое оружие в водах моря Наири (озера Ван), Шульману-ашаред прошел к государству Гильзан, расположенному на восточном берегу озера Урмия.
Царь Асау (Суа), правитель Гильзана, решил, что поднести дары – это более разумный поступок, чем безнадежные битвы с сильной ассирийской армией. Поднес дары, признал себя подданным Шульмуну-ашареда, согласился платить дань.
Из Гильзана повернули на Ассирию.
Штурмом взяли город Шилана – владение Каки(а), царя Наири, союзника Араму. Перепуганный Каки(а) признал власть Шульману-ашареда и стал собирать лошадей для армии своего нового повелителя.
И тут Шульману-ашаред провел блестящий тактически ход. Внезапным набегом на север разгромил столицу Биаини (Урарту) – город Тушпу (асс.: Турушпа), расположенный на восточном берегу моря Наири (оз. Ван), в момент, когда там никто ничего подобного не ждал. Араму то ли не было в тот момент в столице, то ли успел унести ноги.
Забрав с собой лошадей, которые собрал Каки(а) и дань правителя города Такку, Шульману-ашаред повел свои отряды в Ассирию.
По прибытию в крупный ассирийский город Арбела, Шульману-ашаред устроил большой праздник для воинов своей армии и жителей города.
Стоит обратить внимание, что залогом побед ассирийской армии того времени над противниками были не только лучшая организация и оснащение, но и более высокий уровень тактического и стратегического планирования при проведении военных кампаний.