Но для начала, мы расскажем немного про Владивосток.
Владивосток – город, вписавший свое имя в историю не только как база Тихоокеанского флота, крупный торговый порт и столица Приморья, но и как один из мультикультурных центров России. Из-за отдаленности и специфического местоположения для большинства россиян город стал настоящими «воротами в Азию», войдя в которые можно в полной мере ощутить дыхание древнего Востока без визы и загранпаспорта. Путешественники, которым чужды «азиатские мотивы», найдут во Владивостоке другие преимущества: роскошную природу, прохладное, но такое щедрое на всевозможные дары море, ну и, конечно, впечатляющие творения рук человеческих, начиная с гигантских мостов, пересекающих уютные бухты, и заканчивая флагманами отечественного кораблестроения, время от времени швартующимися у 33-го причала.
Сегодня мы хотим рассказать вам о одном из самых больших районов города Владивостока и это Чуркин.
Эгершельд и Чуркин названы в честь людей с одного корабля - корвета "Гридень", исследовавшего зимой 1859-60 годов берега будущего города, между решением на борту "Америки" и его реализацией строительным десантом с "Маньчжура". Густав Эгершельд на "Гридне" был капитаном, а Павел Чуркин - штурманом и картографом. Но вряд ли многие во Владивостоке об этом вспомнят, услышав название района на южном берегу Золотого Рога. Скорее в тех дворах за бухтой представляется чумазый сальный гопник в растянутых трениках, и "чуркинские пацаны" во Владивостоке примерно такое же устоявшееся клише, как в Москве "люберецкие хулиганы". Чуркин - это классический "тот берег", столь знакомый по российским городам на больших реках, при Советах дополненный судоремонтными заводами и рыбным портом. Удалённый от центра объездом Золотого Рога (на который автобусу нужно около часа), с 1960-х годов Чуркин представлял собой мрачный тупик, куда не заедешь случайно, да и не сунешься без крайней нужды. Но его нынешняя блестящая панорама совсем не вяжется с этим образом:
Раньше весь Чуркин заполняли бараки. Но когда данное жилье перестало быть пригодным для жизни, район стали массово застраивать многоэтажными жилыми зданиями, благодаря которым все начало развиваться. Начали строить торгово-развлекательные центры, театр оперы и балета, мост через бухту Золотой рог. Теперь место, которое считали одним из самых криминальных районов города превратилось в желаемое место для жизни.
Новый статус:
Нельзя сказать, что район Чуркина в прошлом не баловали вниманием. Его застройка планировалась еще с царских времен и частично реализовывалась с созданием современной по тем временам инфраструктуры. Сначала военно-оборонной, но со временем промышленность и порты освоили южное побережье бухты Золотой Рог, а большой частный сектор сильно потеснили микрорайоны из кирпича и сборного железобетона, строившиеся в 60-80-е годы.
Один из самых известных приморских архитекторов Валентин АНИКЕЕВ отмечает, что в то время планировке полуострова придавалось особое значение. «Этот вопрос рассматривался на заседаниях градостроительного совета у главного архитектора Юрия ТРАУТМАНА в 60-х. Тогда я был еще главным инженером проекта в институте ДВ «ПромстройНИИпроект» и был включен в градосовет, без которого серьезные вопросы развития города не решались», - вспоминает профессор ДВФУ.
Валентин Васильевич рассказывает, что на одном из заседаний градосовета рассматривался проект планировки северной части полуострова Голдобина, который представляла архитектор из ЦНИИЭП жилища Мальвина ЛИПОВЕЦКАЯ.
«Запомнились некоторые моменты из обсуждения. В проекте была заложена интересная идея организации пешеходных связей на сложном рельефе», - говорит профессор.
Достопримечательности Чуркина
Природной достопримечательностью является сопка Бурачка. Такое название дали по фамилии лейтенанта Бурачка Евгения Степановича, который был первым командиром военного порта Владивостока. Ее видно и из центра города Владивостока. Внешне она похожа на вулканическую горку. С вершины можно обозревать большие пространства городской застройки. Таким образом, мыс Чуркина – один из благополучных районов города, который в прошлом был неудобным и затрапезным. Криминальная обстановка здесь уже давно нормализовалась.