И хотя такой способ обретения душевных сил известен давно, о том, как и где его применять не знает та самая "целевая аудитория", где канистерапия призвана творить чудеса.
Это аудитория — родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также взрослых, подпадающих под эти категории.
Если попробовать описать функции канистерапии, которые уже неоднократно описаны в научной литературе, то получится так. Канистерапия:
1. Способствует гармонизации актуального психического состояния, снижению уровня тревожности, напряженности, повышению эмоционального фона;
2. Стимулирует эмоциональную сферу;
3. Позитивно влияет на психомоторику;
4. Нормализует вегетативные функции;
5. Приводит к актуализации ресурсных состояний;
6. Уменьшает замкнутость;
7. Повышает уровень коммуникативных навыков;
8. Выполняет функцию самореализации;
9. Способствует дестигматизации.
Детям и взрослым после операции, а также с аллергией на шерсть животных от занятий лучше воздержаться. Хотя, есть и исключения. Например, при аллергии можно принять антигистаминный препарат или провести занятие на открытом воздухе.
В этом блоге мы будем рассказывать о канистерапии просто, подробно, постепенно, затрагивая самые важные темы и вопросы, которые нам часто задают.
Например: что делать, если ребёнок боится собак?
Можно прийти к нам на четыре-пять занятий, в результате которых скорее всего удастся снизить уровень тревожности в отношении четвероногих коллег и улучшить фон настроения. При помощи канистерапии изменить отношение к собакам можно достаточно быстро, но для глубинных процессов иногда требуется продолжительная работа. Потому что канистерапия — это, в первую очередь, встреча двух живых существ, у каждого из каждого из которых свой темп. Темп этот в нашей работе принято уважать и учитывать.
Наш подопечный Г. старше 20 лет, его проблемы находятся в аутичном спектре. Г. склонен к устойчивым стереотипным реакциям и преисполнен тревог. До краткосрочного курса канистерапии он панически реагировал на любую встречную и поперечную собаку. Его пугали даже не их спонтанные перемещения и реакции, а простое появление в поле зрения. Г. отшатывался в сторону и пытался убежать, приходилось его сдерживать и успокаивать. Теперь, проходя мимо животных, мальчик лишь с любопытством поглядывает на них.
После первого занятия у нас родители со счастливыми лицами повторяли: "Чудо! Чудо!". Я не понял, в чём оно собственно состоит чудо? Г. с большой опаской, но позволил себе потрогать нашу собаку. То есть, я лишь немного его подтолкнул и направил, Г. поддался.
До прихода к нам у мальчика был опыт канистерапии с нашими коллегами в другом реабилитационном центре. Около десяти занятий. Но без видимых изменений. У меня тогда возникло предположение, что коллеги подготовили это чудо, а я лишь проявил настойчивость.
Но оказалось, что это не совсем так. Изменить отношение Г. к взаимодействию с животным удалось за четыре занятия, в течении которых я показывал, как именно можно и нужно трогать, гладить, кормить собаку. Он просто не знал и не понимал, как это делается. И да, понадобились усилия и повторы, чтобы мальчик привык к этим манипуляциям, к ощущению шерсти, мокрого носа, спонтанным движениям собаки. На четвёртом занятии мальчик уже выполнял такую инструкцию: "Возьми, пожалуйста, корм в одну руку, перекладывай его в другую и с ладошки давай Юкки". То занятие мы проводили с собаками породы хаски из Хаски-парка в Сокольниках.
Понятно, что сначала каждая манипуляция была освоена в отдельности, но, когда мальчик выполнил эту последовательность у него на лице появилось выражение изумления. Выражение, характерное для аутистов в в момент обретения способности делать что-то необычное. В нём как будто читалось: "Господи, смотрите, я кормлю собаку!.. Но я же не кормлю собак! Что происходит?!". И да, в такие моменты возникает ощущение чуда.
В этом примере есть и ответ на вопрос "что такое канистерапия, и чем она отличается от того, что мы заведём собаку дома?". Как пошутил отец нашего Г., "не нужно путать туризм с эмиграцией". На сеансах канистерапии работает человек — канистерапевт. Он ведёт занятие, выстраивает его логику, полагает цель. Собака в канистерапии — инструмент. Он может сработать и сам по себе, а может и не сработать.
Да и в принципе канистерапия — это не о том, чтобы перестать бояться или зайти потискать собачку. Это о достижении гармонии, обретении ресурсного состояния и собственно использовании ресурса для получения новых навыков, которые часто обрести оказывается возможным именно при участии или в обычном присутствии собаки.
Как говорится, оставайтесь с нами. Будем вместе разбираться в том, что такое канистерапия, как её можно использовать и как она работает.
#канистерапия #анималотерапия
#канистерапия в москве
#реабилитация #аутизм #психотерапия