Всем доброго дня, зима перевалила за свою половину, близится мотосезон и сегодня статья на мотоциклетную тему. Поехали!
Еще около десяти лет назад, собираясь приобретать мотоцикл, я наивно полагал, что подкопив деньжат, смогу купить себе мотик нашего, отечественного производителя. Вон их сколько, Урал Волк, Вояж, ожидаемая Планета 7. В общем, жил и не тужил. Замечу, что мотоциклист я непритязательный, рад любому, что ездит на двух колесах, если оно не менее 250 кубиков, меньше, это уже ИМХО мопед. Денег накопил и решил, что куда надо съезжу и привезу себе свою мечту детства.
Да, немного о детстве. У отца во дворе стояло три мототайки, мотороллер Турист, ИЖ 49 и Юпитер, по-моему, тройка. К моменту моего взросления эта техника благополучно куда-то канула. Мать панически боялась двухколесных машин. Ох и крику было, когда приходилось доставать меня из-под завалившегося на бок ИЖ 49 на который я пытался постоянно вскарабкаться, только оказавшись во дворе. По рассказам отца, в СССР купить мотоцикл было не сложно. Когда он был студентом школы ДОСАФФ, ему платили стипендию в размере 90 рублей от колхоза и родители высылали еще 10 рублей, что бы хлопец, с голоду в городе не замер, как бы иронично это сейчас не звучало. Мотоцикл Минск, в местном магазине спорттоваров в это время стоил 120 рублей, мотороллер Тула 90. Да, нашему поколению такое и не снилось, верно? (Годы уточнить не могу, нет отца уже, но примерно конец 60 х)
Кстати, насколько я помню из детства, ни кто не покупал мотоциклы БУ, брали, всегда, новые, которые частенько стояли в местном сельпо, по одному – два, в деревянной раме, маняще просвечивая сквозь бруски своими глянцевыми боками.
Как я хотел тогда за руль. Вы не представляете. Как я хотел тогда новый мотоцикл. Но, я был еще маленький, и отец приезжал забирать меня из детского сада на мотороллере, о прекрасные воспоминания моего советского детства….
Меня не так интересовали велосипеды тогда, как стоящие у бабушки в магазине мотоциклы и машинка на четырех колесах с педалями. Но, мать сказала: «Запомни, мотоцикла у тебя не будет никогда».
Никогда, это просто пропасть, это темная бесконечность во вселенной, не имеющая конца. Никогда! Звучало и пульсировало у меня внутри. А в те времена, все, буквально поголовно мальчишки гоняли на Минсках и Восходах, ребята постарше на Планетах разных годов выпуска, взрослые женатые мужики владели Днепрами, Уралами и Юпитерами, Явой владели единицы. Мне оставалось испытывать только отчаяние, но отец выручил меня, правда, это уже другая история. Начался развал союза, возникло острое чувство, что скоро наступит глобальный "песец" и деньги, деньги, которые копились годами на депозитах надо срочно конвертировать во что – то вполне себе более материальное, чем цифры в сберкнижке. Мотоцикл! ИЖ Планета 5, решил отец. К дому подъехал КМАЗ, в полуприцепе которого, стояла деревянная рама, а внутри была ярко красная мечта советского мальчишки, мотоцикл с коляской. Водитель открыл борт, который с грохотом упал вниз, выведя меня из оцепенения. Неужели, неужели у нас будет новенький мотоцикл, я уже представлял, как буду лежать на его черном сидении, обнимая такой красивый ижевский бензобак. На улицу вышла мать и разразилась гроза. Борт закрылся, КамАЗ ушел, улица опустела и только соседские девчонки хихикали, показывая на меня в окно пальцами. Я показал им язык, задернул занавеску и остался горевать в комнате, слушая родительскую перепалку. Жизнь потеряла краски, исчезла надежда, мир потускнел. А деньги, деньги мы все-таки через несколько лет потеряли, из всех накоплений после черного вторника удалось купить вместо дома, дачи и машины, костюм на выпускной и письменный раскладной стол. Две Волги на ваучер, так же не удалось приобрести. На выбор были либо бутылка водки, либо мешок сахара.
Прошли годы. Завод в Ирбите делает Уралы, но за полтора миллиона рублей. Я бы купил, только если раньше, при СССР, он стоил 1200 – 1800 рублей, что составляло примерно десять зарплат моего отца, водителя ЗИЛа. То сегодня, мне предложили работать на лесозаготовительной машине в довольно крупной Тюменской компании за 60 тысяч в месяц и это черновая сумма. Жить в тайге, в вагончике и вкалывать. А как помнится мне, в союзе, лесорубы зарабатывали и по 400 рублей в месяц, впрочем, как и доярки. В общем, копить мне на Урал пришлось бы в четыре раза дольше, чем в «поганом совке». А ИЖ вообще прекратил к этому времени выпуск, каких – либо мотоциклов, не говоря уже про всякие там ЗИДы и Ковровцы. Пришлось купить то, что есть и доступно. Китай, махровый китай. Лучше он или хуже, тема другого разговора, но китай он пластиковый и хрупкий. Стальная Планета 7, с водяным охлаждением, как говорится, проехала мимо. Ижевский завод теперь выпускает только ограниченными партиями «Пульсары» по госзаказу. Это электрические мотоциклы для МВД, с примерной стоимостью 560 – 600 тысяч рублей. К слову, в "совке" на ИЖа за 670 рублей мог заработать за сезон десятиклассник устроившись штурвальным на комбайн.
Мотоцикл собран из китайских комплектующих и имеет запас хода до 150 км. А Планету выпускает Турция, но уже с 250 кубовым, четырехтактным китайским ДВС. В Турции этот мотоцикл стоит 2200 долларов.
Говорят, его там любят, ценят и берегут как семейную реликвию. Из изменений только двигатель, тормоза и прочее, все родное, ижевское, но уже не наше. Впрочем, не будем грустить, пешком не ходим, ведь, правда, но за державу обидно. Спасибо что дочитали, всем удачно пережить зиму и открыть новый мотосезон. До встречи друзья.