Про этих участников рынка ходит множество легенд.
Говорят, что они полностью управляют рынком, точно знают, куда будет двигаться цена и могут ей манипулировать. Также бытует мнение, что они обогащаются за счёт небольших участников рынка.
Давайте разбираться, так ли это?🤔
👉🏻 Market maker в переводе с английского – «делающий рынок». Это профессиональный участник торгов, главная задача которого – поддерживать ликвидность инструмента.
В самом широком смысле, это участник рынка, который поддерживает определённое количество заявок на покупку и продажу одного актива.
Они это делают для того, чтобы в активе поддерживалась ликвидность и участникам рынка было легко его покупать или продавать по актуальной на данной момент, справедливой цене. Т.е. если вы захотите что-то купить, вам не придётся долго ждать, когда появится другой участник рынка, который захочет это продать. Маркет-мейкеры постоянно поддерживают определённые уровни цен и фиксированный спред между ценами.
Маркет-мейкером может стать юридическое или физическое лицо, заключившее договор с биржей и имеющее лицензию на осуществление деятельности подобного рода. В основном такой деятельностью занимаются банки, брокеры, крупные фонды и частные инвесторы.
👉🏻 Участие маркет-мейкера в торгах определено законодательно. Официальное определение этим участникам дано в подпункте 5 пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 325-ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011:
«Маркет-мейкер - это участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает па себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором».
В глазах новичков эти участники рынка часто кажутся акулами, однако, главными их функциями являются поддержание ликвидности инструмента и предоставление возможности совершать сделки трейдерам с небольшим депозитом. Именно маркет-мейкеры позволяют совершить сделку по разумной цене и в разумный временной промежуток.
👉🏻 Основные функции маркет-мейкера:
📌 Работа посредником между продавцами и покупателями;
Маркет-мейкер видит полную информацию обо всех участниках торгов. Им доступен расширенный стакан котировок (он называется «Книга специалиста»), где обозначены заявки по купле-продаже, отложенные заявки, стоп-лоссы и тейк-профиты. Мы же, обычные инвесторы и трейдеры, видим информацию только о выставленных лимитированных заявках в стандартном стакане котировок.
Все выставленные предложения собираются вместе и заключается сделка, максимально выгодная для всех сторон. Если же на выставленные заявки нет подходящего покупателя или продавца, маркет-мейкеры должны исполнить её за счёт собственных средств. Поэтому фактически, любая сделка осуществляется через маркет-мейкера.
📌 Создание котировок;
Так как все сделки совершаются только через маркет-мейкера, все котировки требуют их подтверждения. Маркет-мейкер официально объявляет котировки и удерживает их в оговоренных с биржей пределах. Например, если какой-то участник захочет обвалить курс рубля – противостоять этому будет маркет-мейкер. Именно после объявления цены маркет-мейкером котировка считается действительной.
📌 Предоставление ликвидности инструменту;
Часто маркет-мейкера называют «поставщиками ликвидности», ведь именно он наполняет стакан заявок котировками. Если инструмент наполнен ликвидностью, он становится интересен мелким участникам рынка. Если же участник хочет провести сделку с большим объёмом, он не всегда сможет найти встречное предложение в нужном количестве среди рядовых трейдеров. В таких случаях тоже подключается маркет-мейкер, который предоставит ликвидность за свой счёт.
📌 Расчёт цен инструмента на открытии торговой сессии;
Часто ценовые разрывы образуются между ценами закрытия предыдущей сессии и открытия текущей. Этот разрыв связан с условием биржевых торгов: цена нового торгового дня должна максимально соответствовать интересам большинства покупателей и продавцов. Так как маркет-мейкер обладает полной информацией о заявках всех участников торгов – расчётом стоимости инструмента на начало торгового дня занимается именно он.
📌 Поддержание баланса на рынке;
Это одна из самых ответственных задач маркет-мейкера, ведь именно про эту функцию говорится в законодательстве как о поддержании спроса, предложения, цен.
Каждый день маркет-мейкер совершает огромное количество операций, направленных на поддержание приемлемого размера спреда. Также маркет-мейкер предотвращает разрыв цен, благодаря тому, что он покупает или продаёт актив независимо от направления тренда. Когда цена на инструмент идёт вверх и предложение зашкаливает - он обязан покупать активы, а при высоком спросе на активы – он должен их продавать.
За счет таких действий маркет-мейкера минимизируются значительные скачки цен. Он делает практически невозможной такую ситуацию, когда на рынке есть только продавцы или покупатели. Он будет выступать второй стороной сделок до тех пор, пока баланс спроса и предложения не восстановится.
👉🏻 На чём же зарабатывают маркет-мейкеры? 💸
Заработок складывается из нескольких позиций:
💰 Вознаграждение от биржи, согласно договору.
Часто это часть комиссии, которая удерживается с участников торгов.
💰 Спред от торговых операций.
Так как маркет-мейкер является посредником между продавцом и покупателем, он получает доход от разницы в цене покупки и продажи.
💰 Открытие собственных позиций.
Собственную торговлю маркет-мейкерам никто не запрещает. И, конечно же, имея больше информации о рынке, возможности для совершения прибыльных сделок у них гораздо выше.
Маркет-мейкеры – это обязательная часть рынка. К их работе применяются жёсткие требования, что предотвращает возможность манипулирования рынком. Поэтому к крупнейшим маркет-мейкерам относятся уважаемые банки, крупные брокеры и фонды с огромными капиталами и заслуженной, солидной репутацией.
#дарья калинина #обучение инвестициям #инвестиции для начинающих #инвестиции #маркетмейкеры #ликвидность #биржа #сделки
Подписывайтесь на Телеграм-канал https://t.me/finansistcb_investments и ставьте 👍