Это уже не новость. Это набивший оскомину спор. Спор о том, как всё было ужасно в советское время и как сытно сейчас. Этот спор сродни сравнению квадратного и тёплого. Разве можно об этом спорить и это сравнивать?
Почему нельзя это сравнивать?
Представьте, что вам надо сравнить логарифмическую линейку с куском верёвки неизвестной длины. Первое не просто средство изменения, но и средство вычисления, путь даже примитивное в современном мире. Кусок верёвки может служить измерителем длины, ширины и высоты в... верёвках. Сильно утрирую? Да, уж как сказать.
Шкала ценностей. Вот что может быть основанием для разговора. Сюда входит всё, а не только и даже не столько цена колбасы и количество её сортов. Иначе спор получается примитивный. Мещанский. Мы долго высмеивали общество потребления в западных странах. И превратились в то же самое. Равняемся благополучием. У кого какая машина, квартира, мебель. При этом уже совершенно не учитываем воспитанность и образованность (не путать с наличием документа об образовании). Крутой, если безнаказанно "кинул" кого-то на бабло. Извините меня за мой французский. А если кому-то бескорыстно помог – лошара. И как же, скажите мне, можно это сопоставлять с теми ценностями? Тогда были категории и качества, которые сейчас не с чем сравнивать. Вместо совести появилась колбаса, вместо достоинства – смартфон, вместо начитанности и эрудиции – плоский телевизор на всю стену. Получается, что мы пытаемся сравнивать качества с вещами. Эти категории несопоставимы.
Так что же с качеством?
Наверняка многие слышали расхожий анекдот о том, почему при коммунистах не хватало колбасы. Потому что эти придурки делали её из мяса. И те, кто хвалят теперешние сто сортов колбасы на прилавках магазинов, сами же ругаются на то, что сельское хозяйство разорилось, нет ни молочно-товарных, ни свиноводческих ферм. Так из чего же тогда колбаса, сыр и масло? Эти люди, кто радуется нынешнему изобилию продуктов, не задумываются, откуда это всё берётся? Счастливые люди.
Надо ли говорить о том, что в советские времена было образование и медицина, которые сейчас стали услугами. А услуга – это то, что тебе пытаются подороже продать, при этом постоянно снижая затраты на производство этого самого продукта. Вместо натуральных ингредиентов кладутся их синтетические заменители, какие-то ингредиенты и вовсе отсутствуют, зарплаты в сотни и тысячи раз ниже цен на конечные продукты. И называют это всё оптимизацией. Процесс оптимизации может длиться бесконечно, пока не достигнет анекдотичной ситуации:
– Какую максимальную скидку на эту услугу вы мне можете представить?
– 100%.
– И что я при этом получу?
– Ничего.
В погоне за тем, чтобы у нас было всё как на западе, мы растеряли своё. Проще говоря, в какой-то степени огромная часть людей продалась за жвачку. Уже и жвачка не та, а сделка-то состоялась.
Так что? Стали мы жить лучше? Или это две разные жизни?
Подписывайтесь и пишите свои комментарии по этому поводу. Или просто пишите, что вы об этом улучшении жизни думаете.