Чем выделялись выдающиеся полководцы в истории человечества? Залогом их успешных завоеваний явилось то, что они создали армию, отличавшуюся высокой степенью дисциплины и организации. К примеру, благодаря дисциплинированной и высокоорганизованной армии римские полководцы смогли завоевать огромную территорию. А в 13 веке Чингисхан и его потомки создали самое большое в истории монгольское государство.
Примеры халатного отношения к своим обязанностям в этих армиях жёстко карались. т.к. халатность на войне чревата тяжёлыми последствиями.
Покажем на примерах, к каким последствиям приводило проявление халатности ответственных людей во время военных действий.
Известно, что на военных кораблях капитан судна покидает борт последним, при этом в его обязанности входит уничтожение всех секретных документов, чтобы они ни при каких обстоятельствах не попали в руки противника.
Перенесёмся на Восточный фронт Первой мировой войны. Здесь Германия в союзе с Австро-Венгрией воевала с Россией. На водах Балтийского моря противостояли флоты Германии и России. 26 августа 1914 года эскадра из двух немецких крейсеров и двух эсминцев оказалась в Финском заливе, имея задачу найти и атаковать русские корабли. Однако эскадра попала в густой туман, и один из крейсеров “Магдебург” на скорости выскочил на рифы острова Оденсхольм. Все попытки снять с мели крейсер оказались безуспешны.
Тогда немцы решили подорвать корабль, но не успели, т.к. к крейсеру стал приближаться отряд русских кораблей, который начал обстрел корабля, заставив отступить остальные немецкие корабли. В результате в плен к русским морякам попала часть немецкой команды с крейсера, которую не успели эвакуировать немецкие корабли. Помимо пленных моряков в руки русским попала вся судовая документация, которую не успели уничтожить немцы в спешке. А что особенно важно, русским морякам попали сверхсекретные немецкие морские коды, которые позволяли расшифровывать все немецкие секретные сообщения. Так 18 июня 1915 года, перехватив и расшифровав немецкие радиограммы, командование Балтийского флота сумело вычислить местонахождение отряда немецких кораблей и “навести” на него по радио русскую эскадру. Немецкие морские коды были незамедлительно переданы русскими моряками своим союзникам – командованию английского флота. И сделано было это вовремя. В начале Первой мировой войны в северной части Атлантического океана противостояли два самых мощных флотов мира: Великобритании в составе 121 корабля(28 линкоров) и Германии – 99 кораблей(16 линкоров). К маю 1916 года на море сложилась следующая обстановка: английский флот осуществлял морскую блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Командование германского флота спланировало операцию по выманиванию части английского флота из его баз, а затем, изолировав, уничтожить еще до того, как главные силы англичан смогли бы предпринять ответные меры. Британское командование, опираясь на разведданные, поступившие от агентурной сети в Германии, стало готовить ответную операцию с целью уничтожения основных сил германского флота. Но когда неприятельский флот выйдет в открытое море англичане не знали. И вот, используя полученные от России немецкие коды, англичане смогли вовремя узнать о времени и направлении выхода немецкого флота из своей базы. Получив такую важную информацию, командование английского флота своевременно развернули свои основные силы в районе Ютландского побережья. В результате знаменитого Ютландского сражения, состоявшегося 31 мая 1916 года, английский флот сорвал планы немецкого морского командования.
Идёт Вторая мировая война. Опять на суше, в воздухе и на море вступили в противостояние гитлеровская Германия и Великобритания. Особенно ожесточённое противостояние установилось в северной части Атлантического океана. Военно-морской флот Германии, намного уступая Великобритании в надводных кораблях, ставку сделал на свой многочисленный подводный флот. Германия организовала настоящую подводную войну Великобритании, устроив морскую блокаду островному государству. Так только за апрель и май 1941 года немецкими подводными лодками было потоплено более сотни английских судов общим тоннажем свыше полумиллиона тонн, везущих необходимые грузы для экономики островного государства.
В таких условиях для эффективной борьбы с немецкими подводными лодками необходимо было вскрыть немецкие морские секретные коды. После казуса с кодами в Первую мировую войну, немцы создали уникальную шифровальную машину “Энигма”, которую практически невозможно было взломать.
И вот история с немецкими секретными кодами, происшедшая в первую мировую войну, когда в руки союзников попали коды с немецкого крейсера “Магдебург”, повторилась. 9 мая 1941 года английский эсминец “Бульдог“ атаковал немецкую подводную лодку U-110. Как только на лодке возникли проблемы, её командир отдал приказ на всплытие. После всплытия, уничтожения секретного оборудования и материалов и эвакуации экипажа из лодки, её должны были затопить, но по неизвестным причинам этого не произошло. Когда английские моряки вступили на борт немецкой лодки, то там они обнаружили шифровальную машину “Энигма” со всей сопроводительной документацией.
Обладание шифровальной машины “Энигма” с документацией позволило британскому математику Алану Тьюрингу создать декодирующую машину “Bombe“, которая успешно расшифровывала немецкие сообщения. С этого момента англичане могли, прочитав немецкие сообщения, прослеживать маршруты немецких подводных лодок и успешно их уничтожать. В результате к концу 1943 года подводная блокада Великобритании была практически снята.
Таким образом, благодаря преступной халатности капитанов немецких судов, которые, покидая борт своего корабля, должны были обязательно уничтожить все судовые документы и не сделали этого, в руках у противников оказались сверхсекретные морские коды. Этим был нанесён непоправимый ущерб вооружённым силам Германии. Было сорвано проведение стратегических военно-морских операций с соответствующими последствиями.
Ещё один пример халатного отношения к своим обязанностям, который проявил командир одной из немецкой дивизии 48 танкового корпуса во время Великой Отечественной войны. Во время Сталинградской битвы в ноябре 1942 года 48 танковый корпус немцев находился в резерве командования. Известно, что любая техника, особенно в военное время, требует регулярного технического осмотра и обслуживания. Но длительное нахождение вдали от района боевых действий расслабило командование этой дивизии и необходимого обслуживания не производилось. Но вот 19 ноября 1942 года началось знаменитое советское контрнаступление под Сталинградом. Немецкое командование отдало приказ нанести контрудар силами 48 танкового корпуса в районе Усть-Медведицкая на северном фасе наступления советских войск. Но когда наступило время выдвижения танков на исходные позиции, многие танки этой дивизии просто не завелись. Оказалось, что во время длительного простоя мыши перегрызли электропроводку внутри танков. В результате, немецкий танковый корпус в ослабленном составе выдвинулся для контрудара. Это привело к тому, что в результате встречного танкового боя с наступающими советскими танками, немецкий танковый корпус был разбит. Немецкому командованию не удалось сорвать советское наступление. Красная Армия победоносно завершила окружение немецких войск под Сталинградом, а затем уничтожила окружённую немецкую группировку. Вот таким образом обернулась халатность немецких командиров и, если бы не она, то ещё неизвестно, как бы завершилось советское наступление.
Приведённые примеры показывают, насколько ответственно нужно выполнять свои обязанности в современной войне.
Источники:
https://weekend.rambler.ru/read/42720881-kak-sekretnyy-nemetskiy-kod-pomog-russkomu-voennomu-flotu/
https://profile.ru/military/razgadka-enigmy-kak-anglichanam-udalos-vzlomat-shifry-vermaxta-862739/
к/ф “Великая война. Сталинград”
Если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.