Найти в Дзене
OLGA NEWS

Что лучше, бить ребёнка или забить на ребёнка?

картинка с общедоступных ресурсов.
картинка с общедоступных ресурсов.

Снова влезла я недавно в дзеновском очередном паблике в вопрос о рукоприкладстве к детям. И, конечно, благодаря своим взглядам и безапелляционности и резкости их донесения до оппонентов сразу снискала славу домашнего тирана, который лупцует своих детей почём зря, хотя дети у меня – ребята взрослые, справные и спортивные – такие сами кого хочешь отлупцуют, младшенький на тренировке в жиме лёжа 103 кг поднимает.

А всё почему обо мне так нехорошо думают? Потому что я не впадаю в истерику от темы про родительское рукоприкладство с воплями: «Да как вы можете! А если бы вас кто-то стал бить за провинности, понравилось бы вам?» Более того, я считаю, что телесные наказания – самые мягкие из возможных, и мне бы - да - понравилось, если бы я так насвинячила, что дело запахло уголовной статьёй и реальным сроком, чтобы мне лучше врезали по ж… ремнём разок – и отпустили с миром без дальнейших санкций. Более того, я считаю, что чем до бесконечности снижать возраст уголовной ответственности, по нескольким статьям для малолеток не мешало бы ввести наказание розгами. Да прилюдно. За вандализм, например, за мучительство. Имхо, пользы было бы больше, чем в четырнадцать лет - ответственность за совращение пятнадцатилетних.

Так вот, возвращаясь к рукоприкладству. А какие у родителя, особенно у родителя, не отягощённого высшим образованием и макиавеллевским умом, собственно, есть способы сломать сопротивление – даже злостное порой - сопротивление ребёнка, кроме ремня? Голодом морить? Запереть в чулане? Оставить без поддержки, вообще прекратив заботиться о нём? В детдом сдать? Да ещё и не возьмут.

Мои оппоненты бубнят: «С ребёнком нужно разговаривать, ребёнку нужно объяснять». Ну, так он поступает неприемлемо не потому, что не знает, что так нельзя, а потому что хочет поступать именно так, а не иначе. Не хочет пользоваться дешёвым планшетом, а хочет взять из семейной заначки тысяч так …дцать и купить себе дорогой, не хочет учить уроки, а хочет тусоваться с приятелями, покуривая и попивая для расслабона, не хочет убирать за собой, а хочет, чтобы вы убирали, не хочет сходить за картошкой, а хочет на эти деньги сходить в кино. Да мало ли, чего мы делаем в жизни против своего желания. Хотим? Нет. Но делаем. А что-то хотим. но не делаем. А вот он не хочет, и не делает. А хочет - наоборот, делает.

Да, можно предложить ему взрослый вариант самостоятельного расхлёбывания последствий, но вам не кажется, что это может быть иногда и жестоко? Наблюдать, как ребёнок загоняет себя в бездну, и ожидать, пока наступившие последствия докажут ему, что это он зря? Особенно, если последствия – незаконченное образование, потерянное здоровье, зависимость, смерть, причём зачастую не только его?

И вот сейчас у вас тоже, наверное, сложилось такое представление, будто я ратую за битье детей. Вовсе нет. Сумеете без него обойтись – респект и уважуха. Но если не сумеете, не надо рвать на себе рудиментарные отростки и замаливать свою педагогическую несостоятельность окончательным развращением ребёнка. Не смотря на все декларативные вопли, я не верю, что есть хоть один родитель, который ни разу не вышел из себя и не вложил дитяти ума через заднее место. Ремнём, прутом, ладонью; разок, пять разков – это уже вопрос количественный. Значит ли это, что он не любит ребёнка? Да нет, не значит. Значит ли это, что он – сторонник физического насилия над слабым? Да тоже нет.

Ситуация первая: родитель, что называется «у шоки». Его кровиночка на уроке треснула линейкой учителя за просьбу не болтать, угнала соседский мотоцикл, подожгла сарай, столкнула с лестницы малыша, напилась в хлам, убила котёнка с особой жестокостью, причём раньше за кровиночкой ничего подобного не водилось. Да, возможно учительница обозвала при этом лицом нетрадиционной ориентации, сосед украл мотоцикл у кого-то из его друзей или задавил на нём того же котёночка, сарай принадлежит негодяю и садисту, и он в нём мучает ни в чём не повинного козлика, малыш «достал по полной», и толкать его не предполагалось так сильно, про выпивку друзья сказали, что это компот, а котёнок только что сожрал любимого попугая. Но это всё выяснится потом. А первая реакция спустить штаны и… Можно родителя осуждать за это? Ну…да. Но он тоже человек, и если у дитяти были основания свинячить, то у родителя тут они тоже есть. Ситуацию придётся позже разбирать на холодную голову и принимать уже другие меры.

Ситуация вторая: дитя не вернулось домой после уроков, а вернулось в одиннадцать вечера, дитя привели за ухо, снятого с башни ЛЭП, дитя перебегало на спор рельсы перед поездом. Тут родитель ничего просто сообразить не успевает – ремень взвивается сам. Можно родителя осуждать в этой ситуации. Ну…да, но если только у него есть лишние дети, и пока он тихо воспитывает одного, парочка вполне может отправиться на тот свет безущербно.

Ситуация третья: дитя блажит, катается по полу, орёт, пинается и что-нибудь типа «а-а-а, купи!». Впрочем, повод может быть любым: бантик не того цвета, не дали играть с собачьей какашкой, спросили, не хочешь ли молока, и всё, что угодно. Мой старший однажды закатывался, потому что в творожном сырке на полке магазина не оказалось мака, хотя, мне кажется, что такое мак, он ещё не вполне отчётливо представлял себе, а малой – потому что ему не позволили перелезть через забор и поиграть с соседской цепной собакой. Особенную радость такая истерика доставляет родителю, когда закатывается в общественном месте с паданием чистой курточкой на заплёванный пол. Здесь шлепок работает, как пощёчина при истерике – на миг отрезвляет, и в этот миг родитель получает возможность достучаться вербально. Да, можно взять и унести. Если поднимешь. Мне было слабо тащить, кроме хозяйственной сумки, упитанного трёхлетку в зимней амуниции. Можно ли родителя осуждать в этой ситуации… Ну, да, но можно и пожалеть – он тут сам в ж…

Ну вот, пожалуй, я перечислила все варианты, когда рукоприкладство не то, чтобы оправдано, но, по крайней мере , понятно.

Есть ещё вариант: телесные наказания приняты в отдельно взятой семье. Приняты с согласия ребёнка, строго дозированы и расписаны по степени и форме провинности – своего рода «уголовный кодекс». И решение о применении наказания доносится до ребёнка после разбора полётов, получает его одобрение и приводится в исполнение. Это – редкий вариант, но он, имхо, тоже допустим в семьях, где общий социальный уровень так скажем… низковат. Своего рода "скрепы".

Что тут главное – ребёнок не должен ощущать несправедливости. Наказание должно быть наказанием, за вину, а не абьюзом родителя. И в этой ситуации, имхо, уже не особенно важно, телесное оно, конфискация чего-то или ограничение свободы. В конце-концов, человечество за время своего существования ничего другого в качестве наказания не выдумало.

Можно ли обходиться совсем без наказаний. Да. В двух случаях.

Первый: ребёнок ангел, только по случаю попавший в наш бренный мир. Он безупречен, альтруистичен, косяков – серьёзных косяков – просто не допускает ни-ког-да. Бывают такие дети? Вы удивитесь, но да. Их единицы. Они не слишком хорошо себя чувствуют в суровой жизни. Но они есть.

Второй: увы, вам наплевать на ребёнка. Вам главное соблюсти своё собственно оЧуЧение: я – хороший родитель, потому что никогда не позволяю себе оскорбить, унизить, ударить ребёнка, мой ребёнок никогда не заслуживает наказания, все его дурные поступки – вина не его, а моя( в лучшем случае, а то и окружающих). Первое, что не в скобках, отличная самоуничижительная позиция, она воспитывает в родителе ответственность, но беда в том, что в ребёнке при этом она, извините, ни хрена не воспитывает, и мы получаем в итоге в общество созревшего негодяя без тормозов, а при нём вечно виноватых маму-папу. Ну или (если позиция в скобках) просто негодяя без тормозов, и при нём негодяистых маму-папу.

Так вот, возвращаясь к вопросу, бить или не бить. Конечно, не бить. Но если без этого не смог, повторюсь, не рвать на себе рудиментарные отростки, а впрягаться и воспитывать, воспитывать, воспитывать, чтобы ситуация не повторилась ( хотя, скорее всего, она повторится, но что поделать, родительство – не наёмный труд, его не бросишь по несостоятельности или неумению, родил – так будь добёр).