Найти в Дзене
КОСМОС

Почему Буран в 1988 году сумел приземлиться на автопилоте, а современные авиалайнеры не могут?

Оглавление

Осенью 1988 года состоялся первый и последний полёт всем известного советского челнока “Буран”. Главной целью этого полёта была проверка автопилота, то есть проведение всего полёта и посадки в полностью автоматическом режиме. И она прошло вполне успешно. У многих сейчас возникает вопрос: почему в 1988 году смогли на автопилоте провести такой тяжёлый полёт, а сейчас современные авиалайнеры этого не могут. Давайте разберёмся в этом вместе.

Источник: https://www.aex.ru
Источник: https://www.aex.ru

Полёт “Бурана”

“Буран” был первым советским орбитальным кораблём многократного использования. Его основной задачей было выведение на орбиту Земли различных аппаратов, в том числе и доставка модулей и персонала для сбора орбитальных станций. Кроме этого “Буран” мог доставлять пассажиров и другие грузы с орбиты на Землю (другие корабли могли возвращать лишь людей). Кроме того рассматривались и военные задачи для этого корабля.

Первый полёт “Бурана” состоялся 15 ноября 1988 года и прошёл вполне успешно. “Буран” вышел на орбиту с помощью ракеты-носителя, где совершил два витка вокруг Земли. Полёт полностью проходил в автоматическом режиме и продолжался 205 минут. Приземление аппарата заставило наблюдателей немного поволноваться, ведь автоматика корабля перед самым приземлением почему-то изменила его курс и Буран исчез из виду радаров. В этот момент центр управления полётом готов был взорвать аппарат, считая, что отказало оборудование. Тем не менее корабль всё же совершил успешную посадку, зайдя на посадочную полосу с другой стороны. Как оказалось, этот маневр был заложен в бортовой компьютер летательного аппарата.

Источник: https://rostec.ru
Источник: https://rostec.ru

С погрешностью в несколько метров “Буран” совершил успешную посадку. Данный полёт занесён в Книгу рекордов Гиннеса и пока никем не превзойдён. К сожалению, этот полёт был первым и последним для “Бурана”. С распадом СССР на проект перестали выделять финансирование, поскольку считали такие полеты нерентабельными и неактуальными. Поэтому программа была свернута.

Почему сейчас автопилоты не используют при посадке?

Если коротко, то почти все современные авиалайнеры могут взлетать и приземляться на автопилоте и делают это довольно успешно и незаметно для самих пассажиров, однако, используют их крайне редко. Вообще, установка автопилота на самолётах с более, чем двадцатью пассажирскими местами даже обязательна по международным правилам авиации.

Современный модуль управления самолетом Аэробус А340 Источник: https://uk.wikipedia.org
Современный модуль управления самолетом Аэробус А340 Источник: https://uk.wikipedia.org

Но сами пилоты используют данную систему не часто и для этого есть несколько причин. Во-первых, посадка на автопилоте более жёсткая, чем при ручной посадке, а во-вторых её нельзя использовать при, например, мокрой или заснеженной полосе, или при сильном ветре, в-третьих, автопилот может справиться не со всеми форс мажорными ситуациями, которые могут произойти при взлёте и посадке. Зато, автопилот сильно помогает при посадке и взлёте, во время тумана, когда видимость практически нулевая.

Таким образом при хорошей погоде самолёт вполне может взлетать и садиться на автопилоте, а пассажиры об этом даже не узнают.

Автор: Алексей Нимчук. Редакция: Фёдор Карасенко.

Ставьте палец вверх, чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!

Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мои каналы в телеграме и на youtube. Там вы можете почитать большое количество интересных материалов, а также задать свой вопрос. Поддержать наш канал материально можно через patreon.