С началом 2022 года восстановлению после пандемии COVID-19 препятствуют высокая инфляция, быстрая передача вируса и геополитические риски. Центральные банки ускоряют нормализацию ключевых процентных ставок, а планы Федеральной резервной системы США начать сокращать свой баланс пугают рынки акций и облигаций с фиксированным доходом.
Напряженность в политике безопасности между Россией и соседними европейскими странами является новым фактором риска, особенно для стран Северной Европы, Прибалтики и Германии. Но рост по-прежнему поддерживается большими резервами сбережений домашних хозяйств и неудовлетворенными потребностями в потреблении услуг, когда пандемия ослабнет, и мы ожидаем, что инфляционные силы достигнут кульминации в начале этого года. Таким образом, наши прогнозы роста остаются относительно стабильными. Экономика Швеции вырастет примерно на 3 процента как в этом, так и в следующем году, и Риксбанк дважды повысит ключевую ставку во второй половине 2023 года. Мы ожидаем, что другие страны Северной Европы продолжат расти здоровыми темпами в этом году, лишь с незначительными изменениями в наших прогнозах.
“По разным причинам наша прогнозная картина стала более неопределенной, но мы также видим возросшие надежды на избавление от пандемии, как только пройдет последняя волна. Наш прогноз основан на предположении, что его влияние на экономику ослабнет в ближайшем будущем и что в Европе и Северной Америке можно избежать новых значительных сбоев”, - говорит главный экономист SEB Йенс Магнуссон.
Мировая экономика: Центральные банки стремятся сбалансировать высокую инфляцию и рынки
Мы ожидаем, что глобальный рост замедлится с почти 6 процентов в 2021 году до чуть более 4 процентов в этом году. Высокая инфляция, которая подрывает покупательную способность домашних хозяйств, и последствия волны Омикрона в начале этого года способствуют корректировке в сторону понижения нашего прогноза роста ВВП на 2022 год примерно на четверть процентного пункта, как для мировой экономики, так и для преимущественно богатых стран ОЭСР. Более быстрое ужесточение бюджетной политики после того, как президент США Джо Байден не смог объединить Демократическую партию в поддержку своих планов реформ, является одним из факторов пересмотра нашего прогноза роста в США в сторону понижения, в то время как европейские домохозяйства испытывают давление из-за высоких цен на энергоносители.
Инфляция, похоже, сохранится дольше, чем ожидалось, но мы придерживаемся нашего мнения, что она резко снизится в конце 2022 года из-за пиковых цен на энергоносители и постепенного ослабления сбоев в производственных цепочках. Безработица во многих странах снизилась до допандемического или почти допандемического уровня. Это усилило давление на центральные банки с целью отказа от программ стимулирования. ФРС начнет постепенное повышение ключевой ставки в марте, достигнув 2,0 процента к концу 2023 года, таким образом, следуя по тому же пути, что и центральные банки Соединенного Королевства и Норвегии. Между тем Европейский центральный банк (ЕЦБ) не начнет ужесточать политику до конца 2023 года. Риски снижения в нашем прогнозе в первую очередь связаны с инфляционным шоком и риском того, что центральные банки будут вынуждены действовать таким образом, чтобы остановить восстановление. Эскалация напряженности в политике безопасности между Россией и соседними европейскими странами является еще одной угрозой.
“Если мы увидим признаки явной спирали роста заработной платы, центральным банкам придется ужесточить свою политику, чтобы инфляционные ожидания не взлетели и полностью не потеряли связь с целевыми показателями инфляции. В этом случае возникнет риск падения цен на акции и жилье. Что касается геополитики, то опыт показывает, что для того, чтобы такого рода напряженность повлияла на экономическую активность в течение длительного периода, требуется исключительный поворот событий. Но вторжение России в Украину может иметь почти неисчислимые последствия для цен на энергоносители”, - говорит Хокан Фрисен, руководитель отдела экономического прогнозирования SEB.
Швеция: Риксбанк объявит о своем первом повышении ставки
Шведская экономика также потеряет динамику в течение следующих нескольких кварталов, но мы ожидаем, что рост восстановится, когда глобальные сбои в производстве ослабнут, а цены на энергоносители снизятся. После более сильного, чем ожидалось, роста почти на 5 процентов в прошлом году ВВП вырастет на 3 процента в этом году, что примерно на полпроцента ниже, чем в нашем ноябрьском прогнозе. Тем временем мы скорректировали наш прогноз на 2023 год немного выше, до 2,7 процента. Потребление растет, несмотря на встречный ветер инфляции, а рынок труда накаляется. Цены на жилье продолжат расти, но более медленными темпами, чем раньше, в условиях более неопределенной процентной ставки.
Мы ожидаем, что инфляция ИПЦ (ИПЦ за вычетом изменений процентных ставок) останется выше 4 процентов в течение первого полугодия, а затем снизится во второй половине 2022 года. Рост базовой инфляции в Швеции без учета цен на энергоносители выглядит умеренным по сравнению с другими странами, но базовая инфляция все равно достигнет самого высокого уровня с тех пор, как Риксбанк ввел свой целевой показатель инфляции в середине 90-х годов. Это вызывает вопросы об осторожной политике Риксбанка по процентным ставкам.
“Риксбанк исторически не боялся выделяться. Но в условиях все более напряженного рынка труда и ускоряющегося повышения заработной платы сомнительно, что Риксбанк действительно выберет совершенно иной путь, чем большинство других центральных банков. Наш прогноз - два повышения ставок во второй половине 2023 года, в то время как Риксбанк начнет сокращать свой баланс уже в этом году”, - говорит Йенс Магнуссон.
Страны Северной Европы: Банк Норвегии продолжает повышать ставки
Другие страны Северной Европы продолжат расти здоровыми темпами в этом году, с незначительными изменениями в наших прогнозах по сравнению с ноябрем. Однако нехватка ресурсов приведет к росту цен и давления на заработную плату в Норвегии, и Банк Норвегии продолжит повышать ключевую процентную ставку, повысив ее четыре раза в этом году. В Дании краткосрочное давление на крону может вынудить центральный банк снова вмешаться.