Золотой век пиратства был временем кораблей — построенных из высушенного дерева с пропитанной смолой каболкой, используемой в качестве уплотнения, с брезентовыми парусами и просмоленными канатными стойками. Каждый источник света на корабле мог быть опасным инструментом, способным вызвать пожар и погубить несколько сотен душ. Фонари, свечи, факелы, все это могло стать возможными источниками воспламенения для огромного корабля.
Можно сказать, что старинные корабли — это плавающие cмepтельные ловушки, пороховые бочки и груды досок для растопки.
Но тогда какие меры принимались моряками в древние времена, чтобы избегать возникновение пожаров на деревянных кораблях?
Сейчас подробнее об этом мы расскажем в нашей новой статье:
Какие меры предосторожности существовали у моряков прошлого?
На кухне (Камбузе)
Когда на кораблях стали появляться камбузы (корабельные кухни), то повара ежедневно готовили различные виды горячих мясных рагу и супов на огромное количество матросов. А где есть кухня для приготовления горячих блюд, то там обязательно есть огонь, печка и много других возможных опасностей.
Когда первые корабли ещё были (относительно) небольшими, камбуз всегда располагался внизу корабля, под палубой, поскольку качка внизу чувствовалась меньше и это было удобно для поваров.
На лучших галерах пол камбуза был выстлан листами жести (отожжённой листовой сталью с защитными покрытиями из олова), чтобы заранее предотвратить воспламенение корабля от возможных искр пламени.
Печкой на корабле служил простой стальной ящик или кладка из камня с кирпичным дымоходом, который стоял на специальной "подушке" из мокрого песка — известного изолятора. Также мерой безопасности являлась печь на специальном подвесе и её ограждение.
Огонь в этой печи горел день и ночь. Судовому повару (коку) нужно было готовить еду примерно на сотню человек в ограниченном пространстве. Поэтому безопасность камбуза являлась приоритетом.
Небольшая справка: в глубокой древности, во времена плаваний древних римлян или греков, на кораблях вообще не существовало кухни. Обычно моряки путешествовали вдоль линий берегов, а на ночь причаливали, чтобы развести огонь и приготовить себе пищу. Скажем больше, камбузы на кораблях массово стали появляться всего каких-то 400-500 лет тому назад, до этого люди заготавливали (засаливали и засушивали) пищу заранее, а провиантмейстер ежедневно раздавал её матросам.
Трюм (и дополнительные внутренние помещения корабля, которые в ночное время освещались свечами, факелами и т.Д.)
В трюмах располагалось самое большое скопление возможных очагов воспламенения. Всюду горели свечи, туда-сюда бродили люди с факелами, подсвечниками или отдельными свечами и нередко всё это происходило в складских помещениях, где хранился порох и боеприпасы.
Конечно, меры предосторожности и в этом случае были важны.
Свечи обычно старались располагать в закрытых за стеклом светильниках, позже появились удобные керосиновые лампы.
Однако в более древние времена, когда изготовления стекла было недоступно, моряки использовали закругленные части рогов животных, замоченных в аммиаке, чтобы помещать туда свечу и таким способом оградить её "защитным слоем", даже если свечение было очень тусклым.
Также по всему кораблю были тщательно распределены бочки с песком и водой, которые обслуживались и были необходимы для быстрой локализации небольшого возгорания.
Кypeниe также было под строжайшим запретом, особенно на торговых или военных кораблях. Однако, среди пиратов оно было разрешено только на открытой палубе и желательно под присмотром других людей.
Военные корабли хранили порох для пушек в специальных складских комнатах, которые были покрыты мокрыми кожаными занавесками. Комната находилась значительно ниже ватерлинии и содержала трюмную помпу, которая позволяла очень быстро заполнить всю комнату водой, в случае пожара, так как если бы огонь захватил помещение с порохом, то это вызвало бы взрыв, который просто стал бы мгновенным концом корабля и всего экипажа.
Как ни странно, но при обычных условиях деревянному парусному кораблю сложно было бы загореться от небольшого источника пламени, вроде упавшей свечи. Причина в том, что большинство кораблей были обработаны специальными покрытиями, предназначенными для более длительного сохранения целостности древесины, а затем окрашены, что изолировало древесину от немедленного возгорания. Нередко палубы были влажными, что также уменьшало шанс на возгорание. Но, так или иначе, возгорания на корабле всё равно происходили, и самая главная проблема в том, что распространялось пламя очень быстро.
Потушить пожар на корабле было той ещё задачей.
Так что же произойдет, если корабль вдруг загорится?
Если очаг пламени был небольшим, то его быстро могли потушить бочками с песком, морской водой и специальными шлангами.
С другой стороны, было мало смысла тушить корабль, если пламя было сильным, поскольку на военном корабле огонь распространялся с колоссальной скоростью. Если пламя перекидывалось на огромные брезентовые паруса, то паруса загорались, и повсюду от ветра разлетался горящий материал. Если удача не была на стороне моряков, им оставалось только спешно покинуть корабль.
Если моряки были быстры и собраны, то они могли спустить шлюпки на воду и погрузиться в них. Если бы им не повезло, команда могла бы выпрыгнуть за борт и оказаться в воде, цепляясь за то, что плавало поблизости.
При пожаре корабль может сгореть и утонуть. А может и не утонуть, просто взорвавшись из-за большого количества пороха. Очевидцы таких событий рассказывали о корабельных пушках, которые были заряжены и произвольно стреляли одна за другой из-за сильного огня и жары захватившей корабль.
Взорвавшийся пороховой склад мгновенно мог уничтожить весь корабль. Тела тех, кому не посчастливилось оказаться на борту, paзopвaлo бы на куски и отбросило на огромное расстояние на корм акулам. Если бы поблизости находились какие-либо другие корабли, они, вероятно, были бы подожжены летящими горящими обломками. А люди поблизости (на других кораблях) могли быть оглушены от взрыва на несколько часов, а то и дней. Взорвавшийся корабль был настолько ужасным событием, что многие моряки пережившие данное событие подвергались посттравматическим расстройствам и боялись снова выходить в море.
Однако, пираты и и военные нередко использовали горящие корабли в своих целях. Если поджечь старый, поврежденный или ненужный корабль и отправить его в толпу вражеских кораблей, то это наверняка вызовет панику и сожжет несколько кораблей вражеского флота. Секрет заключался в том, чтобы направить пустой корабль в тыл врага, не допуская возгорания парусов до тех пор, пока он не врежется во врага. Это зависело как от удачи, так и от мастерства капитана.