- Сонм Богов Нави в славянской традиции представлен довольно скудно, несмотря не всецелое уважение наших предков к самой смерти и все, что связано с загробным миром. Но это и не удивительно, гораздо ближе предкам была жизнь, природа, и все, что связано с благоденствием и достатком, урожаем и здоровьем. Языческая концепция мира представлена не только понятиям созидания-разрушения, но и женским – мужским началом.
- Благодарю, что дочитали до конца. Если статья понравилась обязательно поставьте лайк и напишите в комментариях.
Сонм Богов Нави в славянской традиции представлен довольно скудно, несмотря не всецелое уважение наших предков к самой смерти и все, что связано с загробным миром. Но это и не удивительно, гораздо ближе предкам была жизнь, природа, и все, что связано с благоденствием и достатком, урожаем и здоровьем. Языческая концепция мира представлена не только понятиям созидания-разрушения, но и женским – мужским началом.
В Прави мы говорим о Свароге – праотце- создателе мира и о Живе, по из одной версий которая является его дочерью, по другой – женой. Сварог – это прообраз Рода Вседержителя в ипостаси Белбога. В Яви ему соответствует Перун Громовержец, охраняющие законы демиургического начала. Так же в Нави мы имеем Велеса, являющегося прообразе того же Рода (инициативное начало – Чернобог), женой которого является Мара. Это бытовое объяснение противопоставления двух начал в мире Яви: светлое и темное. Таким образом, в мире Яви Мара выступает как женская ипостась подательницы Жизни – Лады или Живы (в разных источниках по-разному, но нам важен сам энергетический и метафорический принцип) аналогично тому, как Велес в Яви – Велес Вещий, податель богатства и тучных стад.
Понятие Мары – весьма многогранно. По Марой мы можем подразумевать как марь (марево, зыбкость, неясность, морок (обман), мор (гибель), так и матерь всего несозданного, непроявленного, а потому темного, непознанного, отсутствие света, а потому колыбель тьмы. Во всех ипостасях это понятие несет в себе символ растворения и уничтожения.
Следует отметить, что бывает три основных ипостаси Мары-Смерти:
1) Ипостась гибели (Смерть как таковая)
Символ Гибели – кровь, серп, которым Мара прерывает нить Макоши. Цвет красно-багряный, дата ритуала соответствует ночь – с 31 октября на 1 ноября. Вкус – горький, время суток – сумерки. Ее небесное тело – растущий месяц, что соответствует рогатой кике (кикимора или шишимора). Образ - молодая прекрасная дева с черными распущенными волосами, иногда с черными крылами. Именно такой образ видели умирающие славянские воины на поле брани. На языке викингов – это образ валькирии. Из животных соответствует черному лебедю. Из животных также черви и коричневые ящерицы.
2) Ипостась очищения (очищение от грубых вибраций)
Ипостась очищения связана с человеческой душой чувственной. Это чистилище, как принято называть это у христиан. Можно с большой долей натяжки это совместить с Кромкой и Посмертием, т.к. «спящие» души также чисты и их сны в Посмертии служат образами неких событий, суммированных из прошлых жизней. Для обычного человека «доступ» после смерти ограничивается Ипостасью Очищения. Мара в Ипостасти очищения – хранительница, нянька и Великая Мать. Она пестует души людей и животных в великом сне Посмертия. У животных также есть эта Ипостась, т.к. животные обладают душой чувственной. Однако, они лишены индивидуального духа, поэтому здесь можно говорить о некоем эгрегоре, сообществе душ. С этой точки зрения браконьерство – все, что убивается ради удовольствия и азарта, а не ради пропитания, является грехом в канале Мары-хранительницы данной Ипостаси. Ипостась Очищения не свойственна растениям и камням, как не обладающим душой чувственной. Мара здесь сродни Бабе Яги, хранительницы лесов и детей своих (душ), поэтому Мара выступает в роли старухи.
3) Ипостась растворения (Бездна)
Эта Ипостась сродни мирам Хаоса и здесь Мара выступает в роли равноправной хозяйки наряду с Велесом Кощным, вернее, два начала воссоединяются в великой бездне – безмирье, где нет ничего, только единым светом пылает черное солнце хаоса. Этот мир недоступен простым смертным. «Путь Возврата — это Путь Великого Растворения, Рассоздания, восхождения от форм к Изначальному Бесформенному, от Космоса к Хаосу. Путь Возврата — это путь прерывания потока ума и выхода за пределы причинно-следственных связей (законов кармы) и «дурной бесконечности» Сварожьего Круга. Путь Возврата — это путь возвращения к Нерождённому и потому Бессмертному в себе, к своей Истинной Природе, Которая есть Великая Навь.» (Велеслав) Таким образом, изначально дух человеческий является дитем Хаоса или Бездны, но в процессе облечения грубыми телами, он «забывает» о своей колыбели и источнике и вынужден постоянно вращаться в коло Сварога, обрекая себя на познание двух Ипостасей – Гибели и Очищения. Таким образом, только посвященные, познавшие свою «самость», могут выйти из Сварожьего круга бесконечных перерождений и воссоединиться с Единым в мире Хаоса или Бездны.
Так, по волховской традиции под Марой мы подразумеваем не смерть, а возрождение в новом качестве, очищение. Более верхний покров Мары – это полное растворение в мире хаоса, бездны.
Символами Мары служат: головной женский убор в виде кики. Кика происходит от слова «кикимора» - рогатая, это также одно из названий Мары
Время Мары – с 31 октября до 25 декабря, сумерки до полуночи.
Цвета Мары:
- багряно-красный (рудо-красный) – символизирует кровь – это рабочий цвет практика;
- белый – поминальный – используется исключительно в ограниченных обрядах, связанными с работой с умершими, некромантией;
- черный – цвет всего сокрытого – используется волхвами и волхвицами Мары.
Животные Мары – пегая кобыла, белый волк, черный лебедь, ворон, сова, а также все виды пресмыкающихся (гады), особенно ящерицы. При этом серая ящерица посвящена Маре, коричневая - Велесу.
Растение Мары – бузина, осина, калина, лютик луговой (анемона)
Камни – морион, раухтопаз, яшма-кровавик, черный агат, черный жемчуг, змеевик, лунный камень, гётит.
Число Мары – девять. Служителями Мары становились люди, число рождения которых обязательно должно было составлять девятку по ряду Числобога.
Планета Мары – Луна, но не полная, а убывающая или растущая, когда ее видимая часть представляет собой рога. Это, ни что иное, как символ ладьи мертвых. Растущая Луна – Мара прекрасная, в виде молодой девушки, а убывающая - в виде страшной старухи с косой, как часто представляют себе Смерть.
Металл – серебро, железо.
Какие места силы мы можем искать для работы на природе? Это, прежде всего все места, связанные с понижением ландшафта – овраги, низины, впадины, пещеры, а также болота, осинники, очень темные места в лесах, кладбища, курганы (последнее, правда, более подходит для Велесовых радений), места нечистые: заброшенные дома и руины.
Во время ритуала направление на запад или северо-запад. Запад – символ смерти, а Север – земля предков (гиперборейцев, в том числе, для славян и ариев)
Ритуальные предметы Мары или глифы Мары, часто изображаемые на ритуальных предметах, амулетах, пластинах и т.д.
Серебряная чаша. Этот глиф имеет несколько значений. Сама чаша обозначает символ Воды во время выполнения ритуалов. В нашем случае сама стихийная принадлежность особого смысла не имеет, хотя в Маре очень много «водного»: Луна, западное направление и т.д. Прежде всего, это символ лона родящего не для жизни, а для смерти, лоно – открывающее врата в вечность. Второе значение - это кубок, из которого Мара пьет саму жизнь, выпивая ее до дна. Размер обрядовой чаши таков, чтобы ее объем мог позволить выпивать жидкость примерно в 9 глотков.
Изображение лодки. Этот символ очень многозначный, его обычно носят в виде кулона, атрибут не является обязательным для обрядов. На ладье души умерших отправляются в Навь, а души новорожденных – в Явь.
Серп – сам атрибут обозначает инструмент, которым Мара перерезает нить Макоши (серебряную нить). Символический серп изготавливается в виде ритуального ножа, само лезвие которого имеет форму серпа, а рукоять изготавливается обычно из кости хищного нечистого животного (волк, рысь, росомаха и т.д.). Лезвие серпа полируется, на него наносятся символы, индивидуальные для каждого. Обычно одна сторона содержит общепринятые символы Мары, другая индивидуальный ключ перехода, собственное имя и т.д.
Железная коса – практически, то же самое, что и серп, только используется в виде ритуального инструмента – жезла или посоха, в навершие которого устанавливается символическая коса из серебра или железа (стали).