68,8K подписчиков

Механическое презрение к человеческой жизни как смысл фильма

3,7K прочитали
Несмотря на блистательных представителей мира кино, оказавшихся по разные стороны камеры в фильме «Механик» (1972), тот не очень любят вспоминать.
Несмотря на блистательных представителей мира кино, оказавшихся по разные стороны камеры в фильме «Механик» (1972), тот не очень любят вспоминать.-2

Несмотря на блистательных представителей мира кино, оказавшихся по разные стороны камеры в фильме «Механик» (1972), тот не очень любят вспоминать. Причина, наверное, кроется в том, что в ленте вообще нет положительных персонажей как таковых. Ни одного. Сочувствие не вызывают ни жертвы, ни преступники.

«Механик» находился у самого начала творческого сотрудничества известного криминального режиссера Майкла Виннера («В яблочко!», «Скорпион», «Ночные пришельцы») и не менее прославленного Чарльза Бронсона. Хотя актеру казалось, что звёздный час прошел.

Однако именно Виннер реанимировал его известность. Постепенно сотрудничество превратилось в плодотворный творческий тандем, в котором от «Механика», через «Хладнокровного убийцу» Бронсон пришёл к трилогии «Жажда смерти», ставшей самым известным проектом в его послужном списке.

А ещё «Механика» можно полагать завершением иной трилогии, на сей раз об «отстраненных убийцах». Этому фильму как бы предшествовали «Самурай» (1967) Мельвиля и «Убрать Картера» (1971) Ходжеса. Характерно, что персонаж Бронсона активно занимается восточными единоборствами.

Сразу же отметим, что ремейк этой кинокартины с Джейсоном Стейтемом в главной роли в смысловой части оказался слабее оригинала, хотя и превосходил по части трюков и спецэффектов. Оригинальный «Механик» таил в себе важную мысль: что персонажи видят в этом на первый взгляд обычном слове?

Немолодой уже киллер воспринимает его как синоним изобретательности. Он трактует свою работу как некое сумрачное искусство, а потому он окружен картинами Босха и погружается в размышления под классическую музыку. Он одинок, а потому даже придумывает ролевую игру с любовными письмами. Но даже во время неё он остается отстраненным.

Кадр из фильма «Механик» (1972)
Кадр из фильма «Механик» (1972)

Его «молодой ученик» становится «механиком» по причине механического презрения к любой жизни. Он даже не человек в полном понимании слова. Он механизм, пропитанный цинизмом и стремлением жить в удовольствие. В то же время для героя Бронсона его «страшное призвание» - лишь возможность ни от кого не зависеть.

Кадр из фильма «Механик» (1972)
Кадр из фильма «Механик» (1972)

Весьма показательной является сцена, в которой Луиза, подружка молодого человека, готового встать на преступный путь, грозит покончить с собой. Стив предвкушает «зрелище», в то же самое время находящийся поблизости Артур Бишоп наблюдает за Стивом. Они оба циничны и даже в некоторой мере обладают схожими чертами лица. Но их цинизм всё-таки различается.

Кадр из фильма «Механик» (1972)
Кадр из фильма «Механик» (1972)

Фильм очень сложно как-то классифицировать с точки зрения жанровой принадлежности. Он начинался как неспешный триллер, который затем стал походить на нео-нуар, а динамичный финал вызывает в памяти «бондиану», внезапно скатываясь в бешеную перестрелку, более характерную для еврокрайма. Хотя последний эпизод просто шикарный!