Район Хамовники – это своеобразный анклав в границах Москвы. С трех сторон район окружен Москвой-рекой, которая, опоясывая территорию Хамовников, волей-неволей обосабливает его от всего остального мира.
Хамовники – как полуостров, который фактически имеет связь с материком, но влияние водных пространств здесь так велико, что это не может не сказаться на его судьбе: сейчас укромное положение района и одновременная его близость к центру влияют на то, что Хамовники входят в условный топ-3 самых дорогих и престижных районов столицы, но в прежние времена его замкнутость, напротив, не способствовала активному освоению этой территории.
Некий «застой» в заселении и эксплуатации территории Хамовников (здесь и далее речь идет о пространстве, находящемся южнее Садового кольца) связан с тем, что здесь попросту не пролегали дороги, которые связывали бы Москву с окружавшими ее землями: Комсомольский проспект, переходящий на другую сторону Москвы-реки, был проложен в Хамовниках только в середине 20 века. А до этого по сути никаких «сквозных» дорог в этой местности не существовало. За исключением, пожалуй, глубокой древности.
Когда-то давно, в средние века по территории современных Хамовников проходила дорога из Киева, через Смоленск, во Владимир. Да, трудно себе представить, но были времена, когда столицей северо-восточной Руси был именно Владимир, а Москва – лишь перевалочном пунктом на пути.
Та самая дорога заходила на территорию Хамовников по броду, который раньше существовал в устье реки Сетуни.
Сейчас в этом месте Хамовники соединяются с «большой землей» Бережковским мостом.
Не зря именно в здесь, недалеко от стародавней переправы в честь возвращения Смоленска в состав Московского княжества был заложен Новодевичий монастырь, или как правильнее будет сказать Московский Богородице-Смоленский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь.
Возвращаясь к следам исчезнувшей дороги на Владимир, следует упомянуть ручей с экзотическим названием Вавилон, ведь именно вдоль него проходила дорога по Хамовникам. На карте 1739 году ручей еще вполне можно разглядеть: он брал своё начало неподалеку от Новодевичьего монастыря из колодца с одноименным (Вавилон) названием, протекая параллельно Москве-реке, пересекая современные улицу Усачева, Комсомольский проспект и Фрунзенскую набережную и впадая в Москву-реку примерно напротив современной улицы Льва Толстого.
В подземный коллектор Вавилон был заключен достаточно давно – еще в начале 19 века. Но намного раньше с карты Хамвоников исчезла древняя дорога во Владимир. Нет дороги – не выгодно селиться в этой местности, плюс ко всему Хамовники из-за обилия водных пространств со всех сторон в сочетании с, в основном, пологими берегами изобиловали заливными лугами. Такие луга хороши для пастбищ (поэтому недалеко от Новодевичьего монастыря когда-то была конюшенная слобода), но плохо подходят для проживания, опять-таки, в силу повышенной угрозы затопляемости. Не зря до наших дней дошел топоним «Лужники», означающий дословно «луг посреди луж». Кстати, в Москве было две местности с названием Лужники: малые Лужники ( те, о которых речь шла выше, там где современный одноименный стадион) и большие Лужники (рядом с Симоновым монастырем, в районе метро Автозаводская)
Не сохранился на современной карте Москвы не менее яркий и справедливый по отношению к данной местности топоним – «Кочки» - Кочки малые и Кочки большие – это улицы, когда-то пролегавшие по близости от современной станции метро Спортивная. На дореволюционных карта можно найти указание на существовавшие тут ранее болота. Что не удивительно, какие болота без кочек.
Еще одной причиной, почему в Хамовниках издавна селились не активно – близость Крымского брода, который когда-то существовал на месте Крымского моста, соединяющего Хамовники с Замоскворечьем. Именно по этому броду через Москву-реку переправлялись крымские татары во время своих побегов на Москву. Никто не хотел пасть их первыми жертвами, и местности возле брода не жаловали.
Начало более-менее активного освоения Хамовников связано с тем с воцарением Петра Второго в 1727 г. В это время в Новодевичий монастырь из Шлиссельбургской крепости была перевезена постриженная в монахини первая жена Петра Великого, царица Евдокия Лопухина, приходившаяся бабушкой юному императору.
Предчувствуя усиление политического веса монахини-царицы в Новодевичий начали наезжать с визитами все, кто участвовал в политической и придворной жизни, ища своей выгоды, а некоторые сановники стали приобретать земли у дороги к Новодевичьему монастырю.
Так, постепенно, начиная с первой четверти 18 века, земли, входящие в настоящее время в границы района Хамовники, вовлекались в городскую жизнь.