Сегодня социальные сети являются неотъемлемой частью нашей жизни. Там производится контент, оттуда мы узнаем все актуальные новости, общаемся с другими пользователями и находим новые знакомства. Безусловно, социальные сети бесповоротно изменили мир, который уже трудно представить без всем нам известных цифровых платформ. Думаю, не стоит рассказывать о пользе, которую социальные сети приносят человеку и обществу в целом, однако существует, как это часто бывает, и обратная сторона медали, о которой большое количество пользователей сети даже не задумывается.
Во-первых, социальные сети отнимают огромное количество времени и ресурсов. Лента новостей в том же «Вконтакте», «Инстаграм» или «Тик-Ток» устроена таким образом, чтобы пользователь потратил как можно больше своего времени на потребление контента. Веселые картинки и забавные видеоролики с собачками и философские цитаты никогда не заканчиваются. Таков алгоритм современных цифровых платформ – удержать внимание пользователя настолько долго, насколько это возможно. А цель каждой конкретной единицы контента заключается в том, чтобы вызвать у человека моментальную эмоции. Люди буквально превратились в цифровых наркоманов, а дофаминовая зависимость от приколов с котиками может вызывать тяжелую «ломку». Безусловно, глупо сравнивать потребление контента и наркотическую зависимость, ведь вред от контента в интернете несоразмерно мал для организма, однако все же можно провести параллель между этими явлениями. Если никакой зависимости нет, давайте просто отложим наши телефоны и пойдем заниматься действительно важными делами, однако, заметьте – спустя непродолжительное время рука сама тянется за смартфоном.
Например, китайцы хорошо понимают опасности Тик-тока. Поэтому во внутреннем китайском Тик-токе, который называется Douyin, есть ряд ограничений для пользователей. После 40 минут скроллинга, появляется задержка и дисклеймер, предлагающий пойти и заняться чем-то еще. К тому же, китайский тик-ток закрыт для тинейджеров в первой половине дня.
Во-вторых, социальные сети оказывают огромное влияние на нашу психику. Данное явление знакомо каждому: один из знакомых выложил красочную фотографию с великолепным видом на море, золотистым песком, высокими пальмами, в его руках - освежающий душу Мохито, а внизу надпись геолокации: Доминиканская республика. Реакция нашей порочной психики не заставит себя долго ждать. Зависть, огорчение, уныние, а, возможно, даже ненависть. Конечно, кто-то подумает: «Ну и глупость. Как можно завидовать человеку, который просто выложил фотографию с пляжа». Однако дело не в самом пляже. Он является лишь триггером, который для каждого человека может быть разным: фотография нового шикарного автомобиля одноклассника, который, как вам помнится, с трудом получил свой аттестат. Или фотографии с роскошной свадьбы старой знакомой, к которой вы испытываете крайне негативные эмоции. Возможно, вы человек психологически устойчивый, здоровый и чужое счастье не заставляет вас впадать в глубокую депрессию, однако проблема представляется гораздо шире, нежели зависть к окружающим людям.
Большинство из нас постоянно следит за жизнью успешных в той или иной сфере людей. Известные спортсмены, актеры, певцы, блогеры, телеведущие – их жизни всегда вызывали интерес у обычных граждан. А сегодня, благодаря социальным сетям, они ближе к пользователю, нежели когда-либо. Достаточно всего лишь взять в руки смартфон и открыть страницу интересного нам человека в социальной сети. Смотря на них, мы видим, какой может быть жизнь. Роскошь, внимание, многомилионные контракты, самые красивые партнеры и тому подобные атрибуты успешной жизни непременно проецируются подписчиками на себя. А там нет света софитов, внимания противоположенного пола, а денег хватает лишь на удовлетворения базовых потребностей. Пример, конечно, утрированный, однако глупо отрицать тот факт, что красивая жизнь других вызывает у нас, в том числе, и негативные эмоции. А у некоторых людей появляются и комплексы, связанные с постоянным сравнением себя с кем-то известным.
В-третьих, контент социальных сетей несет в себе отнюдь не энциклопедию полезной информации. Да, предвижу негодование некоторых читателей, однако прежде чем бросать виртуальный помидор в виртуального меня, позвольте прояснить данный момент. Конечно, контент социальных сетей состоит не только из разного рода мемов. Там, действительно, есть познавательный контент, в определенной степени расширяющий кругозор рядового пользователя сети. Но обращали ли вы внимание на то, в какой форме преподносится этот контент потребителю. Самое главное правило одно: контент должен быть как можно короче и доступнее. А еще желательно с юмором. Но доступность и краткость не всегда приносят исключительно пользу. В большинстве интересующих нас вопросов невозможно глубоко разобраться, посмотрев тридцатисекундный ролик в Тик-ток. Пользователь социальной сети не сможет, к сожалению, познать все прелести философии Ницше и все трудности термодинамики, потратив на это всего две минуты своего времени. Однако современный мир не привык ждать. «Не надо читать оригинал «Преступления и наказания», посмотри лучше ролик, кратко рассказывающий все самые главные моменты книги». Проблема состоит в том, что контент социальных сетей крайне поверхностный. Он представляет из себя какие-то обрывки знаний, которые никак не уместить в целостную картину. Чтобы что-то изучить, необходимо глубоко и основательно погружаться в предмет исследования. А данный механизм изучения идет в разрез с основными постулатами современных социальных сетей. Какое глубокое погружение? Тут лайки стынут!
А большинство из представленных в сети единиц контента вообще представляет из себя цифровой мусор. Можете ли вы вспомнить хотя бы половину того контента, который был просмотрен вами в социальных сетях вчера? Думаю, что ответ будет отрицательным.
Предлагаю тебе, дорогой читатель, поразмышлять над выше озвученными тезисами, и, возможно, поделиться своими мыслями в комментариях.