Чистокровный швед, композитор Вильгельм Наполеон Гартевельд выступил 21 февраля 1909 года в Москве в Императорском Обществе естествознания, антропологии и этнографии со своим рефератом, который назывался «Поездка в Сибирь и песенное творчество каторжан, бродяг и инородцев».
Причем иллюстрировал выступление Гартевельда знаменитый киевский тенор Феликс Антонович Ошустович, который исполнял привезенные из Сибири песни прямо в процессе доклада. Нужно отметить, что Ошустович в начале ХХ века был очень популярен, и его выступление придавало этому событию дополнительную значимость. Искусство певца высоко ценили П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, критики восторженно писали о киевском гастролере:
Поет он изящно, фразирует безукоризненно и благородно. Слушая его, получаешь то полное художественное удовлетворение, какое может сообщить только артист-художник.
А один из первых своих концертов в Обществе этнографии Гартевельд дал еще в 1908 году, представив публике созданный им самим небольшой музыкальный ансамбль. Рецензент московской газеты «Обозрение театров», побывав на этом знаменательном концерте в октябре 1908 года, с ужасом писал:
Хор поет с закрытым ртом нечто похожее на стон: гребешки ехидно и насмешливо пищат, кандалы звенят холодным лязгом. Мурашки по спине». Такое впечатление производил на слушателей «Подкандальный марш», особенно угнетающе действовали на публику звуки кандалов и гребешков, ведь «в тюрьмах запрещены всякие музыкальные инструменты».
Выступления коллектива имели огромный общественный резонанс, время было неспокойное … Газеты сообщали, что председатель Совета Министров России П. А. Столыпин пригласил В. Н. Гартевельда для личной беседы.
Вскоре ансамбль под управлением композитора отправился на гастроли по Волге и Сибири. Особенно популярными в эти годы стали и ныне известные и любимые русские народные песни «Славное море – священный Байкал», «По диким степям Забайкалья». Эти песни широко пелись по всей стране, записывались на граммофонные пластинки. В 1910-ые годы «Славное море – священный Байкал» записала начинавшая свою головокружительную карьеру Надежда Васильевна Плевицкая.
Идея собирания сибирских песен бродяг и каторжников пришла мне на ум в 1905 году в Москве, куда в то время попали две такие песни, поразившие меня, –
писал Гартевельд в 1909 году в своей программе-брошюре «Концертное турне композитора В. Гартевельда, которым собраны и записаны на месте песни каторги».
Композитор полгода ездил по Сибири, посетил тобольскую, нерчинскую каторгу, акатуйскую каторжную тюрьму, предназначавшуюся для «политических» и упомянутую в песне «Славное море – священный Байкал», и записал более 100 песен.
Пользуясь тем, что в Империи был официально взят курс на «неприкосновенность российского фольклора», Гартевельд бережно сохранил и опубликовал большинство найденных им песен в виде нотных сборников, а некоторые произведения были даже записаны на граммофонных фирмах и изданы в виде пластинок.
Так, 12 найденных и обработанных Гартевельдом «песен каторги» были записаны и изданы на граммофонных пластинках в 1909 году в Петербурге с пояснительной брошюрой.
Интересно, что однажды судьба свела композитора с Федором Ивановичем Шаляпиным на концертных подмостках. Произошло это в Рязани 6 декабря 1900 года на концерте в зале Дворянского собрания. Шаляпин пел романсы Глинки, Рахманинова, Рубинштейна, а Гартевельд, видимо, выступал в качестве аккомпаниатора своих романсов – в концерте принимали участие еще три певицы. У обоих все было впереди. Меньше чем через год русского баса откроет для себя Западная Европа, и он станет звездой мировой оперной сцены, а через восемь лет швед Вильгельм Гартевельд выступит, фактически, основоположником нового жанра русской эстрады.
Имя, полученное им при рождении – Хартевельд Юлиус Наполеон Вильгельм. Будущий композитор, дирижер и этнограф на самом деле родился в Стокгольме в апреле 1859 года, окончил Лейпцигскую консерваторию и работал в России с 1882 года. Увлекшись идеей собирания и пропаганды русских сибирских песен и обладая определенным организаторским талантом и административными возможностями, в 1908 году создал свой собственный ансамбль, который и исполнял найденные им песни. С этим коллективом композитор ездил по России с концертами. Летом 1910 года было заявлено о премьере музыкального спектакля «Песни каторжан в лицах». Представление должно было состояться на сцене московского сада «Эрмитаж». Подготовка к премьере была тщательной, само действо обещало быть грандиозным – декорации должны были изображать знаменитый владимирский тракт, по которому шли заключенные, шились костюмы, изготовлялись бутафорские цепи, кандалы. Но власти запретили спектакль за несколько дней до премьерного показа, а ансамблю Гартевельда было запрещено выступать не только в Москве, но и в целом ряде российских городов.
В 1912 году В. Н. Гартевельд в залах консерваторий Москвы и Петербурга и на лучших сценах провинции провел серию «Исторических концертов», где под его управлением исполнялись собранные им «песни времен нашествия Наполеона». Это было уже совсем другое направление – народные песни, исполнявшиеся в этих концертах, были интересны знатокам уже с исторической и этнографической точек зрения. А только что открытый и ставший безумно популярным жанр «песен каторги» продолжал свой путь по концертным эстрадам страны уже без его создателя.
Как композитор, Вильгельм Гартевельд был известен своей легкой музыкой (он писал для московского кабаре «Летучая мышь»), романсами, а также оперой по одноименной повести И. Тургенева «Песнь торжествующей любви». Он написал ее в 1895 году, и с определенным успехом она шла в Харькове, Казани, Москве и других городах. Причем, часто задействованы в опере были лучшие певцы Российской Империи того периода, что говорит о несомненных художественных достоинствах этого сочинения. Первым исполнителем главной партии Фабия стал великий русский, а впоследствии советский певец Иван Васильевич Ершов.
В сезоне 1894-95 годов молодой артист блестяще заявил о себе в Харькове, в том числе и своим выступлением в абсолютной премьере оперы «Песнь торжествующей любви». Выдающийся советский музыковед, тонкий знаток оперного театра А. А. Гозенпуд пишет:
Гартевельд, обрусевший швед, в большей степени известный как собиратель и исследователь песен ссыльных и каторжан, был разносторонне одаренным музыкантом. Из его опер «Песнь торжествующей любви» бесспорно лучшая. Гартевельд, будучи фольклористом, стремился сообщить музыке, характеризующей таинственный мир Азии, национальный колорит. Партия Фабия довольно сложна в техническом отношении и эффектна. Ершов преодолел ее трудности, а образу героя придал черты простодушия и доверчивости.
Дорогие друзья!!
Жду ваших отзывов, пожеланий, предложений в комментариях!
Кто не подписался на канал - жду!!
Не забывайте, пожалуйста, про лайки!!!