В этот день 30 января 53 года назад состоялся концерт The Beatles на крыше, который стал последним публичным выступлением группы. Именно об этом событии, о подготовке к нему и, конечно же, о записи альбома «Let It Be» рассказывает документальный фильм «The Beatles: Get Back», премьера которого состоялась в конце ноября 2021 года.
Его режиссером стал Питер Джексон, известный по экранизации трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Как выяснилось Питер Джексон не только толкинист, но и битломан. Когда он узнал, что для своего фильма «Пусть будет так» (Let It Be) Майкл Линдсей-Хогг в январе 1969 отснял 60 часов видеоматериала, из которых в фильм вошли только полтора часа. Не удивительно, что этот фильм получился сумбурным и сфокусированным на разногласиях участников группы. Питер Джексон решил ознакомиться с этими видеоматериалами и смонтировать их по-своему. И у него получился лучший фильм о Битлз, наполняющий положительными эмоциями и переносящий во времени. Я в восторге!
При просмотре я почувствовала себя на месте Йоко Оно, долгие часы сидишь и наблюдаешь, как музыканты репетируют, только не можешь обнять Леннона и потанцевать с ним.
Продолжительность в 8 часов дает возможность полностью погрузиться в жизнь музыкантов, позволяет раскрыть характеры всех участников группы и понять их взаимоотношения.
Конечно, очень чувствуется атмосфера грусти. Здорово было снять документальный фильм о том, как записывались первые альбомы. А тут последний концерт, последний альбом. Мне кажется, все уже чувствовали, что это конец существования группы. За 10 лет они устали и у всех накопилось много обид друг к другу вроде «Почему мы всегда делаем, как хочешь ты?». Чего только стоит тайно записанный разговор Леннона и Маккартни: «Пол: Ты всегда был боссом, а я был вторым по значимости. Джон: Не всегда». / “Paul: The main thing is this: You have always been boss. Now I’ve been, sort of, secondary boss. John: Not always”. И за 10 лет они выросли, и каждый хотел двигаться в своем направлении, даже в музыкальном плане. Но при этом они все были близкими людьми, которые вместе преодолели большой путь, пришли к небывалому успеху.
Репетиции начались 2 января и видно, как всем трудно начать что-то делать. Сначала все идет очень медленно, ничего не получается, Маккартни изо всех сил пытается всех взбодрить, развеселить, взывать к здравому смыслу, объясняя, что они не соберутся сейчас и начнут разучивать песни, то просто не успеют.
Леннон безразличный и равнодушный. Он разочарован в группе «Мы мечтали что-то изменить в этом мире... но все осталось таким же». И не доволен тем, что Маккартни после смерти их менеджера Брайана Эпстайна пытается стать главным.
Но Маккартни все-таки удается пробудить интерес в Ленноне. Пол придумывает песню «Get Back», она станет новым синглом и на протяжении фильма они споют ее +100500 раз. «Get Back» - протест против анти-миграционного движения Британии и осуждение белого национализма. Я думаю, Леннона заинтересовала идея привлечь внимание к этой проблеме.
Кстати, по договоренности у любой песни, написанной Ленноном или Маккартни, указывалось авторство «Леннон-Маккартни».
Да, партнерство Леннона и Маккартни это основа Битлз, они были разными, но удивительным образом дополняли друг друга. Они всегда были вместе. Маккартни в фильме неоднократно вспоминает о том, как много песен они написали в школьные годы, что они сразу после уроков шли к нему домой и сочиняли песни. И даже потом, когда они уже не могли проводить столько времени вместе, как раньше, они все равно нуждались друг в друге. Первая жена Леннона Синтия сказала: "Джону нужно было внимание Пола к деталям и настойчивость. Пол нуждался в анархическом, нестандартном мышлении Джона".
Мне понравился разговор Леннона с Маккартни: «Джон: Может нам развестись? Пол: Я предлагал это в прошлый раз. Джон: Кому достанутся дети? Пол: Дику Джеймсу». Интересно, что они употребляют именно слово «развестись» (divorce).
Видно, что Маккартни больше других хочет сохранить группу. В фильме он рассказывает, что послушал их альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», что посмотрел видео их путешествия в Индию. Ему очень обидно, что в музыкальном плане и теперь могут играть лучше, но не хотят.
Чувствуется его теплое братское отношение к Леннону, видно как он пытается пробудить в нем былой интерес, что ему удается.
В том, что Битлз в итоге выступили и записали альбом огромная заслуга Маккартни.
Как он переживал, когда Джордж ушел из группы и Джон не пришел на репетицию.
Забавно, что как Маккартни сказал «Через 50 лет это будет звучать смешно: «Они распались, потому что Йоко села на усилитель». Смешно, но именно Йоко все и винили в распаде группы.
Мне очень понравились моменты, когда Леннон и Йоко танцуют под песню «I Me Mine» и когда на студию приходит девочка, дочка невесты Маккартни Линды. Всё участники группы раскрываются совсем по-другому в присутствии ребенка и сами немного становятся детьми. А как девочка пародирует крики Йоко Оно это бесподобно!
И самое главное сам концерт. Он показан одновременно с двух и с трех ракурсов – это отличная режиссерская находка. Показаны люди, которые собрались возле здания, их эмоции. И потом, после того их прервала полиция они спустились с наслаждением слушали записанный материал. И все они так счастливы.
Как сказал Ринго Старр: «Тогда на протяжении многих часов мы просто смеялись и играли музыку».
#the beatles #beatles #битлз #документальное кино #музыканты #битломания #60-е #документальный фильм #сериалы 2021 #джон леннон