В середине 60-х «Битлз» были группой, которую без конца снимали на фото и видео, а поклонники записывали на магнитофоны каждый их концерт.
Но в разгар всего этого внимания они дали турне, от которого не осталось ни одного кинокадра или записанного звука. А оно было уникальным по своему репертуару.
Дело происходило в декабре 1965 года. У группы только что вышли новый альбом Rubber Soul и сингл Day Tripper/We Can Work It Out. Их менеджер Брайан Эпстейн планировал для продвижения этих релизов провести большое 30-дневное турне по Британии, но вдруг свёл его всего к девяти датам. Чем же было вызвано такое непопулярное решение?
На этом настояла четвёрка битлов. Они уже понимали, что турне не дают им развиваться: на концертах они играют одни и те же номера, но из-за шума публики делают это вразнобой и деградируют как музыканты.
1 декабря они собрались для единственной 8-часовой репетиции в квартире помощника Нила Эспинолла.
Обсудив сетлист, решили избавиться от таких забойных вещей, как Dizzy Miss Lizzy и Ticket to Ride, зато включили в программу обе стороны свежего сингла и две песни с последнего альбома: Nowhere Man и If I Needed Someone, обе крайне непростые для исполнения со сцены.
На следующий день за ними заехал шофёр Альф Бикнелл, погрузил на машину семь разных гитар: два баса для Пола, две для Джона и три для Джорджа, электроорган и барабанную установку, и путешествие началось.
Тогда никто не мог и подумать, что это последнее британское турне «Битлз».
Перед ними на разогреве играли такие знаменитые впоследствии музыканты, как Moody Blues и The Paramounts (из них потом получились Procol Harum).
Эти гастроли продлились до 12 декабря, каждый день «Битлз» играли по два шоу (всего 18), и за это короткое время успели пережить немало приключений.
В первый вечер в Глазго оказалось, что усилитель Харрисона не работает: он не издал ни звука на протяжении концерта, и только потом его удалось починить.
На следующий день по пути в Ньюкасл битлы попали в туман, из-за которого добрались до города к тому времени, когда концерт уже 15 минут как должен был идти.
По дороге в Кардифф, на последнее запланированное выступление, одна из гитар Джорджа упала с машины и была немедленно раздавлена проезжавшим грузовиком. Харрисон еле успокоил Альфа Бикнелла, который уже прощался со своей работой, что обойдётся без этого инструмента.
Но не эти события сделали турне таким уникальным. На нём состоялись сценические премьеры четырёх новых песен. Только во время этого мини-тура «живьём» исполнялась We Can Work It Out. И, самое главное, специально для этих шоу знаменитая Yesterday была аранжирована по-новому: Пол пел её, аккомпанируя себе на электрооргане Vox Continental. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания зрителей и сохранившиеся фотографии.
Но, как и говорилось, пока не обнаружено ни одной записи или съёмки ни одного из 18 шоу последнего британского тура «Битлз». И при этом мы спокойно можем посмотреть или услышать на бутлегах немало хорошо записанных концертов как предыдущего турне группы (США, август 65-го), так и следующего (Германия и Япония, июнь-июль 66-го). Видимо, мы никогда не узнаем, как звучали со сцены We Can Work It Out и Yesterday под электроорган.