«Потерянное поколение» - понятие возникшее между мировыми войнами. Оно относится к молодым людям, достигшим восемнадцатилетия до или во время Первой мировой войны, чаще всего еще не окончившим школу, рано начавшим убивать, которые после возвращения домой не могли привыкнуть к мирной жизни, часто спивались, сходили с ума или кончали жизнь самоубийством. Эта тема стала лейтмотивом многих писателей с мировым именем, как, например, Эрих Мария Ремарк, чей роман «На западном фронте без перемен» лег в основу одноименной эпической военной драмы, ставшей одной из лучших экранизаций данного произведения.
Синопсис Начало Первой мировой войны. Юный Пауль вместе со своими одноклассниками добровольно вступает в ряды немецкой армии. Он и его друзья искренне верят в значение будущих завоеваний Германии и принимают войну за игру, не представляя, что их ждёт в будущем. Однако, попав в самое пекло, герои тут же сталкиваются с истинным лицом войны, которое изменит их души навсегда.
Игра актёров Фильм, конечно, производит колоссальное впечатление своей антивоенной риторикой. Во многом это заслуга молодых исполнителей, на плечи которых была возложена задача воплотить образ того самого «потерянного поколения» на примере молодых немцев, чьи жизни навсегда были сломаны без шанса на восстановления. Прежде всего, хотелось бы отметить Лью Эйрса, который мастерски передал все те внешние и внутренние метаморфозы, которые происходили с его героем Паулем Боймером, который уходит на войну наивным жизнерадостным мальчишкой, а спустя годы превращается в сломанного человека, лишенного всякой радости и смысла жизни, готового вольно отдаться судьбе, лишь прекратить эти страдания.
Режиссура Можно с уверенностью сказать, что режиссер Льюис Майлстоун во многом опередил собственное время. Это проявляется и стилистически, и с художественной точки зрения, и с точки зрения наполнения самого контента фильма. Фильм, как и роман Ремарха, имеет явную антивоенную риторику, но при этом он бросается пропагандистским характером. Режиссер не разделяет героев на плохих и хороших – они все равны. Их единственный враг – это сама война, которая поначалу воспринималась ими как детская игра в солдатиков, а по итогу стала ловушкой, вырваться из которой у них не было никакой возможности. Особенно понравились эпизоды возвращения Пауля в отпуск домой, когда герой хочет говорить о всем, о чем угодно, но только не о войне. Однако окружающие его люди и старшее поколение, мирно отсиживающееся дома, раздает ему совету. Ну и, конечно, впечатлили боевые сцены, которые смотрятся как реальная документальная съемка, передающая весь тот ужас, который творился на полях сражений. Вообще «На западном фронте без перемен» сумел впитать в себя глубокий психологизм, который едва ли удается поймать в фильмах старого Голливуда.
Сценарий Стоит отметить, что фильм хорош именно как экранизация. Конечно, какие-то моменты из книги были упущены, что видоизменено, но в большинстве своем это были мелочи, которые нисколько не отразились на передаче сюжетной канвы оригинала. Действие начинается в 1918 году. Первая мировая война в самом разгаре. Тысячи немцев вступают добровольцами в армейские ряды. Пропаганда идет уже не со стороны государства, а со стороны простых горожан, как, например, профессора Канторека, пускающего пламенные речи о красоте воинского долга и героической гибели во имя Отечества. Его ученики просто в восторге от этих слов. Они моментально срывают занятия и отправляются на призывной пункт. Всё происходящее для них лишь детская игра. Но вот их отправляют на фронт… Сначала их товарищ буквально лишается глаз, а потом подрывается на мине. Затем другой одноклассник от страха также попадает под бомбежку, после чего в немыслимых муках непередаваемой боли умирает на больничной койке. Третий лишается ног, четвертый просто пропадает без вести. Возможно, от его тела в принципе ничего не осталось. Кровь, грязь, боль, выстрелы, бойня, резня – это всё, что видят главные герои, это всё, что они получают вместо той обещанной славы. Они – всего лишь пушечное мясо. Им бы учиться, найти первую любовь, попробовать первый секс, но снова, и снова, и снова их загоняют на убой, где лишь один конец – смерть.
Итог В общем и целом, «На западном фронте без перемен» - однозначно обязателен к просмотру. Несмотря на то, что фильм вышел на экраны аж в 1930 году, он утратил былого величия, а напротив, смотрится уверенно даже по сравнению с современными фильмами. Фильм привлекает не только как экранизация, постановкой боевых сцен, но еще глубоким психологизмом и умением передачи человеческих чувств и эмоций. В общем, советую.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен двух премий Оскар, включая за лучший фильм и лучшую режиссуру.
- В 1990 году кинолента была включена Национальный реестр фильмов библиотеки Конгресса США.
- Сыграв роль Пауля Боймера, актер Лью Эйрс получил определенный моральный опыт войны и, когда началась Вторая мировая война, отказался от воинской службы по морально-этическим соображениям, прослужив лишь в качестве медика американского Красного креста на Тихоокеанском фронте.
- Представители НСДАП добились того, чтобы запретить любую демонстрацию фильма на территории Германии.