Найти в Дзене

Христофор Крлумб: плавания к "Индиям"

Во второй половине 15 в. в Западной Европе отмечается рост крупных городов, развивается торговля. Всеобщим средством обмена становятся деньги, потребность в которых резко увеличивается. Поэтому сильно вырос спрос на золото, что усилило стремление к «Индиям» — родине пряностей, где, казалось, и золота очень много. Но в то же время для западноевропейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми восточными сухопутными и морскими путями к «Индиям». Поисками южных морских маршрутов тогда занималась только Португалия. Для прочих атлантических стран к концу 15 в. оставалась открытой только дорога на запад через неведомый океан. Мысль о пути на запад через океан появилась в Европе эпохи Возрождения в связи с распространением среди сравнительно широкого круга заинтересованных лиц античного учения о шарообразности Земли, а дальние плавания стали возможны благодаря достигнутым во второй половине 15 в. успехам в кораблестроении и навигации. То обстоятельство,

Во второй половине 15 в. в Западной Европе отмечается рост крупных городов, развивается торговля. Всеобщим средством обмена становятся деньги, потребность в которых резко увеличивается. Поэтому сильно вырос спрос на золото, что усилило стремление к «Индиям» — родине пряностей, где, казалось, и золота очень много. Но в то же время для западноевропейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми восточными сухопутными и морскими путями к «Индиям». Поисками южных морских маршрутов тогда занималась только Португалия. Для прочих атлантических стран к концу 15 в. оставалась открытой только дорога на запад через неведомый океан.

Мысль о пути на запад через океан появилась в Европе эпохи Возрождения в связи с распространением среди сравнительно широкого круга заинтересованных лиц античного учения о шарообразности Земли, а дальние плавания стали возможны благодаря достигнутым во второй половине 15 в. успехам в кораблестроении и навигации. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в 1492 г. на запад маленькую флотилию Христофора Колумба, объясняется условиями, которые сложились в этой стране к концу 15 в. Одним из них было усиление испанской королевской власти, ранее ограниченной.

Перелом наметился в 1469 г, когда королева Кастилии Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда. Через 10 лет он стал королем Арагона. Так в 1479 г. произошло объединение самых крупных пиренейских государств и возникла единая Испания. Искусная политика укрепила королевскую власть. С помошью городской буржуазии венценосная чета обуздала непокорное дворянство и крупных феодалов. Создав в 1480 — 1485 гг. инквизицию, короли превратили церковь в самое страшное орудие абсолютизма. Недолго могло устоять под их натиском последнее мусульманское пиренейское государство — Гранадский эмират. В начале 1492 г. Гранада пала и «Объединенная Испания» вышла на мировую арену.

Заокеанская экспансия была в интересах как самой королевской власти, так и ее союзников — городской буржуазии и церкви, Буржуазия стремилась расширить источники первоначального накопления; церковь — распространить свое влияние на языческие страны, Военную силу для завоевания «языческих Индий» могло дать испанское дворянство. Это было и в его интересах, и в интересах абсолютистской королевской власти и городской буржуазии. Завоевание Гранады положило конец почти беспрерывной войне с маврами в самой Испании, войне, бывшей ремеслом для многих тысяч идальго. Теперь они сидели без дела и стали еще более опасны для монархии и городов, чем последние годы, когда королям в союзе с горожанами пришлось вести упорную борьбу против разбойничьих дворянских шаек. Требовалось найти выход для накопившейся энергии идальго. Выходом стала заокеанская экспансия.

Королевская казна, особенно кастильская, постоянно пустовала, а заокеанские экспедиции в Азию сулили сказочные доходы. Идальго мечтали о земельных владениях за океаном, но еще более — о золоте и драгоценностях «Китая» и «Индии», так как большинство дворян было в долгу, как в шелку. Стремление к наживе сочеталось с религиозным фанатизмом — следствием многовековой борьбы христиан против мусульман. С потрясающей силой охарактеризовал конкистадоров современник Колумба, епископ Бартоломе Лас Касас: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце». «Католические короли» ревностно зашишали интересы церкви лишь тогда, когда они совпадали с их личными. Колумб в этом случае не отличался от королей.

-2

Свой проект Колумб не раз предлагал монархам: португальскому королю Жуану 2, кастильской королеве Изабелле. Но комиссии, рассматривавшие его проект, давали отрицательные заключения. Но как только он сблизился с испанским монархом, это дало результат и привело к победе. 30 апреля 1491 г. король и королева официально подтвердили пожалование Колумбу и его наследникам титула «дон» и, в случае удачи, титулов адмирала, вице-короля и губернатора. Колумбу предоставили два корабля. Он снарядил третье судно. Команла флотилии состояла из 90 человек. Колумб поднял адмиральский флаг на «Санта-Марии», самом крупном корабле флотилии.

Состав экипажа был подобран только с целью завязать торговые сношения с нехристианским (возможно, мусульманским) государством, а не для завоевания большой страны; не исключалась, однако, возможность «приобретения» отдельных островов.