Найти тему

"Мы за секунду решали судьбу сокровищ мирового значения". Как Ленин и команда бессовестно рапродавали культурное наследие России

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели моего канала

В 1920-х гг. Советская Россия была на грани финансовой катастрофы. Срочно нужны были деньги на хлеб из-за голода в Поволжье (он унес жизни примерно 6 млн человек) и на индустриализацию страны. С 1917 по 1922 гг. золотовалютные резервы снизились с 1,2 до 0,1 млрд рублей.

В тяжелейших условиях советское правительство решает организовать продажу культурных ценностей за рубеж, чтобы на вырученные деньги залатать дыру в финансах.

Ниже с опорой на источники попытаюсь ответить на вопросы: Была ли оправдана такая чрезвычайная мера и какие последствия для российской культуры возымели действия большевиков?

Продажа антиквариата в начале 1920-х гг.

7 февраля 1921 г. Ленин подписал постановление о формировании государственного фонда ценностей для их последующего экспорта за границу, а 16 февраля 1922 г. была инициирована кампания по изъятию церковных ценностей.

-2

В Москве и в Петрограде (с 1924 г. Ленинграде) создавались комиссии, которые оценивали стоимость изъятых сокровищ. В состав этих комиссий входили искусствоведы, однако окончательные решения принимали партработники, которые, как правило, слепо выполняли задание партии и особо не вникали, что и по какой цене они продают.

Дмитрий Иванов, директор Оружейной палаты (1924-1930 гг.), участвовавший в оценочных мероприятиях, с грустью вспоминал:

Тогда мы работали очень быстро, за секунды решали судьбу сокровищ мирового значения.

На продажу шло все - антикварная мебель, старинные книги, бриллианты. Так, за рубежом оказалась уникальная коллекция драгоценностей императорской семьи: брачный венец Александры Федоровны, яйца Фаберже. Из более чем 300 элементов алмазного фонда в России осталось примерно 70.

Аукционы проводились за рубежом. Многие белоэмигранты узнавали в выставленных на продажу большевиками вещах свою собственность. Поднимали скандалы. Подавали иски в суды. Позднее советское руководство стало проводить тайные аукционы, куда допускались избранные лица.

-3

Известный российский искусствовед Наталья Семенова в книге "Проданные сокровища России" писала:

Большевики продавали ценности оптом, выставляли на продажу целые интерьеры дворцов (например, дворец княгине Палей в Царском Селе), экспонаты Дворца музея в Гатчине готовили на продажу в США.

Распродажа шедевров Эрмитажа

Антиквариат продавали активно, однако на нужды индустриализации требовалось больше денег. Тогда в 1928 руководство СССР поручает "Эрмитажу" и "Русскому музею" отобрать на продажу представленные в в них экспонаты на сумму более 2 млн рублей - около 250 картин стоимостью не менее 5 тыс рублей каждая, оружие, элементы скифского золота.

Историк Юрия Кантор (главный научный сотрудник РАН Санкт-Петербург) отмечает:

На продажу культурных ценностей устанавливался план. Если его выполняли, то "Эрмитажу" выделяли деньги на восстановление и реставрацию имеющихся экспонатов. То есть музей продавал себя и за счет этого существовал сам.

По оценкам историков, за все время "распродаж" Эрмитаж навсегда лишился свыше 2800 картин, 59 из которых были величайшими произведениями искусства - картины Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Ван Эйка, Рубенса.

-4

Английский нефтяник и коллекционер, купивший значительную часть российских картин Галуст Гульбенкян, писал советскому агенту Георгию Пятакову (он делал Гульбенкяну предложения по покупке картин):

Продажи культурных ценностей наносит колоссальный удар имиджу вашего государства. Вы можете торговать чем угодно, но продажа экспонатов, которые являются достоянием вашей страны, серьезный симптом.

Еще одним покупателем российских ценностей стал министр финансов США Э.Меллон. Купленные экспонаты он впоследствии отдаст Вашингтонской галерее, которая вследствие этого станет одной из самых популярных во всем мире.

Стоило ли это того?

Изучив этот вопрос, почитав источники и известных исследователей этой темы, скорее всего, ответ будет нет. Большинство историков уверены, что проданные экспонаты не принесли более 1% валового дохода страны. Поэтому ускорить индустриализацию на вырученные средства едва ли было возможно.

А у вас какое мнение на этот счет?

Обязательно подписывайтесь на канал и делитесь комментариями.