Найти тему

Мишель Бюсси «Черные кувшинки»

Книги Бюсси всегда вызывают неоднозначную оценку. Но одно неоспоримо: не скажешь, что читать настолько интересно, что невозможно оторваться (собственно, последнюю книгу я читала чуть ли не весь январь), но и бросить на середине, не дочитать или просто перелистнуть пару страниц тоже невозможно. Есть в сюжете тайна, которая не дает покоя, которую все равно хочется разгадать.

Обложка с сайта Лабиринт.
Обложка с сайта Лабиринт.

Чем меня привлекли «Кувшинки»? Вовсе не историей деревушки Живерни, в которой творил Моне (не могу сказать, что поклонница импрессионизма и Моне в частности). Не хорошей рекомендацией, что дала подруга, прочитавшая «Кувшинок» первыми из всех романов Бюсси.

Меня зацепила завязка сюжета.

«В деревне жили три женщины. Первая была злодейкой, вторая – вруньей, третья – эгоисткой. Деревня называлась Живерни. Первая жила на большой мельнице, стоявшей на берегу ручья, что бежит вдоль шоссе Руа; вторая – в мансарде над школой, на улице Бланш-Ошеде-Моне; третья – у матери в домишке с облупленными стенами на улице Шато д’О.
Они не были ровесницами, о нет. Первой перевалило за восемьдесят, и она успела овдоветь. Ну или почти овдоветь. Второй было тридцать шесть лет, и она ни разу не изменила мужу. Пока не изменила. Третьей вот-вот должно было исполниться одиннадцать, и в нее были влюблены все одноклассники. Первая всегда одевалась в черное, вторая красилась, чтобы понравиться любовнику, а третья заплетала непослушные волосы в косички».

Три истории развиваются параллельно, мы знакомимся с каждой героиней, каждая вызывает какое-то необъяснимое сочувствие, несмотря на первичную характеристику. Разве ж может не вызывать сострадание талантливая (если не гениальная) начинающая художница – одиннадцатилетняя Фанетта, которую совсем не поддерживает мать?

«Ты смотришь на «Кувшинки» Моне, у тебя такое впечатление, что ты, как бы это сказать, будто погружаешься в картину, проваливаешься в нее, как в колодец… Моне хотел показать, что жизнь человека постепенно уходит под стоячую воду, а я… я все сделаю наоборот! Пусть тот, кто посмотрит на мои «Кувшинки», почувствует, что он плывет по воде и в любую секунду может подпрыгнуть и улететь. Моя вода не стоячая. Я напишу такие «Кувшинки», какие написал бы Моне в одиннадцать лет. Кувшинки всех цветов радуги!»

А учительница Стефани Дюпен, любящая профессию, мечтающая о собственном ребенке, разве она похожа на стерву?

«Стефани Дюпен с ног до головы окатила его своей свежестью. Щедро, не скупясь. Волна свежести, исходившая от нее, коснулась окружающего пейзажа, толп туристов и хохочущих детей на берегу Эпта. Себе она не оставила ничего…
Да, Лоренса Серенака поразил контраст. Потому что вместе со свежестью от нее веяло печалью. Он как будто на миг заглянул в наполненную сокровищами пещеру, уже понимая, что всю оставшуюся жизнь будет грезить об этом мимолетном мгновении».

Да и главный повествователь – старуха с клюкой, передвигающаяся по деревушке в сопровождении преданной овчарки, - поражает своей мудростью и какой-то печальной усталостью от жизни.

«Кто из прохожих способен привлечь ваше внимание? Девушка в короткой майке, открывающей пупок; хорошо одетый мужчина, торопливо шагающий с портфелем в руке; группа горластых подростков, занявшая весь тротуар; мамаша с коляской… Но старик или старуха? Да никогда. Они сродни невидимкам. Они так медленно шаркают, что сливаются с пейзажем, словно дерево или фонарь. Не верите? Проверьте сами. Потратьте десять минут своего драгоценного времени — и сами во всем убедитесь».

Три истории жизни на фоне декорации. Реальность и искусственность переплетаются достаточно тесно.

«Мы живем в картине. Мы навечно в ней замурованы».

Три истории трех героинь, кажется, развиваются параллельно. Но так ли это на самом деле?

Каждый раз, когда в финале книги удивляюсь развязке, задаюсь вопросом: а если была бы наблюдательнее, если обращала бы внимание на каждую деталь, если помнила бы о «ружье Чехова», смогла бы предугадать концовку? Чаще всего ответ бывает положительным. Однако Мишель Бюсси выстраивает повествование так, что интрига на самом деле сохраняется до конца. В «Кувшинках» только одна есть подсказка (ОСТОРОЖНО НЕБОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР!) – нужно обратить внимание на рассказчика: героинь-то три – а рассказчик один!

Роман охватывает всего тринадцать дней. И вместе с тем – всю жизнь. Тринадцать дней мы проживаем с героинями, пытаемся разобраться в перипетиях их отношений, влюбляемся в милого пса, который, кажется, сопровождает каждого в деревушке, узнаем что-то новое о жизни и творчестве Моне и в конце осознаем: да. за тринадцать дней многое может измениться.

Так о чем же роман? Это детектив? Убийство – и не одно – налицо. Инспектор, что расследует дело, - полноценный персонаж. Подозреваемые – в наличии. Но я бы не определила жанр столь однозначно. Да, мы читаем о том, как Лоренс Серенак раскручивает нити преступления, пытаемся сами определить, кто же виновен. Но книга все равно не традиционный детектив, потому что мы никак не можем уловить тонкую связь между всеми тремя клубками.

Это – книга о любви. Не любовный роман. О любви. О таком чувстве, когда в жизни не остается ничего другого, кроме как следовать за любимым. Когда каждая твоя минута подчинена минуте ДРУГОГО. Когда без избранника ты сам НЕ ЖИВЕШЬ. Когда ты сам себя назначаешь ангелом-хранителем. Когда тебе кажется, что лучше избранника знаешь, что ему требуется, в чем он нуждается.

И это – любовь?

Любовь бывает разной. И такой нездоровой тоже.

В целом роман получился похожим на картины импрессионистов: все сюжетные линии будто в легкой дымке, а после прочтения остается масса впечатлений, которые достаточно сложно выразить.

«В деревне жили три женщины. Третья была самой талантливой; вторая – самой хитрой; первая – самой решительной. Угадайте, которой из трех удалось сбежать? Третью, самую маленькую, звали Фанетта Морель. Вторую – Стефани Дюпен. первая, самая старая, - это я»