Найти тему

Былое. Автопоезд ГАЗ-6008 и его составляющие… Часть 4-я

Текст мой, то бишь Сергей Леонтьев на основе архивных документов.

Фотографии из личных закромов, архивов заводов-изготовителей

Январь 2022 г.

Продолжение про ГАЗ-6008... Начало тут

ГАЗ-4301. Кабина и все что с ней связано. Интерьер

Интерьер кабины ГАЗ-4301 самым коренным образом отличался от интерьера автомобилей, выпускаемых в то время в СССР – просторная, огромная площадь обзора, приборная панель практически как на легковушке, удобные сиденья со всеми регулировками и амортизацией, эффективная система отопления и вентиляции...

-2

-3

Прототипом сиденья автомобиля ГАЗ-4301 послужили сиденья автомобиля "Магирус-Дойц".

Сидение автомобиля ГАЗ-4301, в сравнении с сиденьями автомобиля ГАЗ-53А, выполнено раздельным.

Сиденье водителя имеет механизм подвески пружинного типа с гидроамортизатором, гасящим колебания сиденья при движении по неровным дорогам.

Жесткость подвески регулируется кулачковым механизмом натяжения основной пружины, за счет предварительного натяжения пружины в зависимости от веса водителя, в диапазоне четырех весовых категорий, соответствующих массе водителя в 60, 75, 85, и 100 кг.

Ход подвески сиденья 50 мм.

Подушка и спинка сиденья профилированы по контуру посадки. Прокладки подушки и спинки изготовлены из вспененного полиуретана толщиной 50-70 мм, что улучшает виброзащиту водителя от высокочастотных колебаний подвески.

Спинка сиденья водителя имеет шарнирный механизм бесступенчатой регулировки угла наклона. Подушка также имеет механизм регулирования в виде винтов-барашков и ряда отверстий, позволяющей ей занимать три фиксированных положения с отклонением от горизонтали на угол 4, 7 и 10 градусов.

-4

-5

Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется при помощи салазок, имеющих 8 фиксированных положений. Ход сиденья равен 136 мм.

Сиденье имеет высотную регулировку, позволяющую поднимать или опускать сиденье в пределах 80 мм.

Диапазоны регулировок сиденья водителя выбраны в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.023-76.

Сидение пассажира не регулируется и крепиться к основанию кабины на болтах. Подушка и спинка сиденья унифицированы с подушкой и спинкой сиденья водителя.

Сиденье выполнено не регулируемым для упрощения конструкции и снижения веса комплекта. Нерегулируемые сиденья пассажиров имеют такие автомобили, как ЗИЛ-130, КАМАЗ, Форд-500С, Магирус~Дойц и т.д.

Из своего личного…

Мое первое тесное знакомство с кабиной данного типа случилось ровно 30 лет назад - зимой 1992 года. В эпоху вступления страны в так называемые рыночные отношения, Саранский завод самосвалов, как и многие предприятия, не понимающие на тот момент как выживать в таких условиях, столкнулся с проблемой «затоварки» готовой продукцией - склады были забиты под завязку готовыми самосвалами. Пришлось арендовать площади у других предприятий, в частности у Саранского механического завода на территории их строящегося завода роботов (который, кстати, никогда не достроили…).

И так как людей для охраны готовых самосвалов не хватало, то с каждого подразделения завода выделяли работников в сводную бригаду внештатных охранников. Дежурили «сутки на трое» - сутки охраняешь, три дня выходные.

Территория была большая, просто огромная, и представляло собой огороженное бетонным забором чистое поле, заросшее высокой травой, в которой водилось несметное количество куропаток, в середине которого стояли два строящихся корпуса. Естественно ходить по сугробам пешком от одной стоянки автосамосвалов к другой было как-то не с руки, поэтому караульщикам выделялся дежурный самосвал из числа готовой продукции, на котором и необходимо было патрулировать. К тому моменту в производстве были только самосвалы ГАЗ-САЗ-3507-01 на шасси ГАЗ-33072.

Подошла и моя очередь, как работника отдела главного технолога САЗа, караулить. День и вечер прошел весело. Февраль месяц холодный и вьюжный, но в кабине было тепло и довольно таки уютно - высокая посадка, мягкие сиденья, необычное положение рулевого колеса, отличающееся от ГАЗ-53, эффективное отопление. Я в то время имел совсем малый опыт вождения грузовых автомобилей, а тут практическая езда в зимних условиях, по накатанным дорогам, на которых к вечеру стали появляться снежные переметы, которые разлетались в разные стороны при движении по ним, а из травы, занесенной сугробами, по сторонам дороги, периодически взлетали стайки довольно таки упитанных куропаток…

Но с наступлением ночи, что-то стало клонить в сон, и дежурить стали по очереди – один отдыхает в своей машине, второй в это время патрулирует территорию. И вот тут-то начались мучения, а сиденья то раздельные – как в ГАЗ-53 на диванчик не приляжешь… После долгих мучений и попыток как-то приспособиться в удобную позу для сна, напарник мой все-таки нашел способ – он нашел довольно таки высокий пригорок, на который заезжали передними колесами. Машина вставала под углом, при этом спинка сиденья наклонялась назад, позволяя откинуться и более или менее удобно расположиться и немного поспать…

Вскоре, все «внештатаные» сотрудники охраны выразили мощный протест проблеме с отдыхом и им было выделено караульное помещение, в котором можно было на время прилечь и вытянуть ноги…