Итак, отрывок для анализа прежний.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил –
и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
9
Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла. Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж тёмным небом и землёй,
И различал я, как узор,
На ней зубцы далёких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
10
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез. (М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»)
Вопросы.
1.1. Каковы причины побега Мцыри из монастыря?
1.2. Какую роль играет описание природы в раскрытии душевных переживаний героя поэмы?
Рассмотрим сегодня второй вопрос.
В центре нашего внимания, во-первых, описание природы, во-вторых, чувства нашего героя. Поскольку поэма написана в эпоху романтизма, пейзаж, безусловно, играет важную роль: природа помогает понять переживания героя.
Читаем эпизод «вслед за автором», подчеркивая нужные нам средства, анализируем прочитанное.
«Когда гроза пугала вас, (…)/Я убежал. О, я как брат/Обняться с бурей был бы рад!/Глазами тучи я следил,/Рукою молнию ловил...» и «Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь/Ночную свежесть тех лесов,/И только!» Здесь четко обозначено состояние Мцыри. Он рад и тому, что сумел покинуть стены монастыря, и тому, что оказался на природе.
Мы любуемся природой вместе с героем, он привык сдерживать свои эмоции, поэтому, очевидно пейзажные зарисовки просты, не перегружены художественными средствами:
«Гроза утихла (олицетворение). Бледный свет/Тянулся длинной полосой/Меж тёмным небом и землёй,/И различал я, как узор,/На ней зубцы далёких гор». Какие чувства в этот момент испытывает герой? «Недвижим, молча я лежал». Эта неподвижность объясняется не только усталостью, но и тем, что Мцыри поражен величием окружающего. Герой чувствует свое единение с природой, поэтому проводит сравнение: «Я сам, как зверь, был чужд людей/И полз и прятался, как змей».
В следующей строфе пейзаж уже предстает несколько иначе: очевидно, изменилось психологическое состояние Мцыри. Он поверил, что сумел убежать, что он на свободе, и теперь этой свободой наслаждается. поэтому и в описании появляются яркие художественные средства.
«Поток, усиленный грозой,/Шумел, и шум его глухой/Сердитых сотне голосов (метафорический эпитет) /Подобился». Сравнение шума воды с голосами людей подчеркивают эпитеты в следующих строках: «Мне внятен был тот разговор,/Немолчный ропот, вечный спор/С упрямой грудою камней». Мир природы подобен миру людей. Самого себя Мцыри теперь сравнивает с цветами. «Дохнули сонные цветы,/И, как они,
навстречу дню/Я поднял голову мою...» И дело вовсе не в нежности лепестков, а в способности цветов тянуться к солнцу: Мцыри так стремится к свободе.
Как и любой человек, столкнувшийся с проявлением силы природы, герой испытывает вполне объяснимый страх: «Мне стало страшно; на краю/Грозящей бездны я лежал,/Где выл, крутясь, сердитый вал;/Туда вели ступени скал;/Но лишь злой дух по ним шагал,/Когда, низверженный с небес,/В подземной пропасти исчез». В описании появляются эпитеты («грозящая бездна», «сердитый вал»), сравнение и олицетворение. Каждое из этих средств одновременно характеризует состояние и природы, и человека.
Итак, как же природа помогает понять состояние героя?
Природа в предложенном фрагменте не ФОН, на котором разворачиваются события, а непосредственный участник этих событий, ведь Мцыри стремился на волю в том числе ради того, чтобы побывать на лоне природы.
Примерный план
1. Первое предложение как вступление – перестроим вопрос в утверждение
2. Мцыри чувствует единение с природой, поэтому воспринимает себя частью мира. Проанализируем 9 строфу, обратим внимание на сравнение
3. Мцыри ощутил себя на свободе, на воле. Проанализируем 10 строфу, обратив внимание на описание природы, на то, какие художественные средства использованы Лермонтовым, чтобы передать чувства героя
4. Последнее предложение – небольшой вывод