Найти тему

Готовимся к ОГЭ по литературе. М. Лермонтов «Мцыри».

Вопрос 1

ОБЗ предлагает следующий отрывок для анализа.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил –
и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
9
Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла. Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж тёмным небом и землёй,
И различал я, как узор,
На ней зубцы далёких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
10
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез. (М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

Вопросы.

1.1. Каковы причины побега Мцыри из монастыря?

Мцыри – ребенком был взят в плен, оставлен в монастыре, где он и вырос, не имея возможности покидать его пределы. Послушник готовится принять постриг и вдруг убегает. Каковы же причины его побега?

Перечитаем теперь отрывок с «карандашом в руках», отмечая сразу ключевые слова для ответа и необходимые нам для анализа художественные средства.

«Ты хочешь знать, что делал я/ На воле? Жил…». Обратите внимание, как категорично звучит глагол «жил» - он словно подчеркивает, что вся жизнь ДО побега – это простое СУЩЕСТВОВАНИЕ.

«Давным-давно задумал я/Взглянуть на дальние поля,/Узнать, прекрасна ли земля,/Узнать, для воли иль тюрьмы/На этот свет родимся мы». В этом отрывке названа первая причина: Мцыри, лишенный возможности расти на воле, на природе, как это было заложено в его натуре, хотел понять, что собой представляет окружающий мир, чем он, этот свободный мир, напоён, чем он дышит. Поэтому использована анафора «узнать», которая передает взволнованность героя с одной стороны, его убежденность в своих действиях – с другой: недаром мысль о побеге закралась в его сознании «давным-давно». Он выстрадал идею ПОЗНАТЬ красоту мира, который для него ассоциируется с волей.

«Я убежал. О, я как брат/Обняться с бурей был бы рад!/Глазами тучи я следил,/Рукою молнию ловил». Мцыри на самом деле наслаждается природой, поэтому метафоры «обняться с бурей», «руками молнии ловил» не воспринимаются сказочными, выдуманными элементами. Они просто предают восторг, который испытывает герой, впервые воочию увидевший грозу.

«Скажи мне, что средь этих стен/Могли бы дать вы мне взамен/Той дружбы краткой, но живой,/Меж бурным сердцем и грозой?» Для героя гроза и природа в целом становится роднее, понятнее, чем монахи, живущие по строгим канонам. Он чувствует ЕДИНЕНИЕ, ГАРМОНИЮ с миром.

«Бежал я долго – где, куда?/Не знаю! ни одна звезда/Не озаряла трудный путь./Мне было весело вдохнуть/В мою измученную грудь/Ночную свежесть тех лесов,/И только!» Вынесенная на другую строку частица «только» помогает передать интонацию Мцыри: он

как будто подтверждает, что убежал именно для того, чтобы УВИДЕТЬ природу и ДЫШАТЬ на лоне природы ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, чего он, очевидно, был лишен в стенах монастыря.

Чем же тогда был для него монастырь, заменивший родной дом? Перечитаем еще раз строчки: «…жизнь моя/Без этих трёх блаженных дней/Была б печальней и мрачней/Бессильной старости твоей» и «…для воли иль тюрьмы/На этот свет родимся мы». Эпитет «блаженные дни» и сравнение монастыря с тюрьмой помогают нам понять вторую – и главную - причину побега. Мцыри хотел почувствовать, что значит быть НЕОГРАНИЧЕННЫМ, СВОБОДНЫМ. Эту мысль подтверждает и глагол «жил», который произносит Мцыри в начале монолога.

Примерный план ответа

1. Перефразируем вопросительное предложение, превратив его в утвердительное, чтобы получилось вступление.

В начале исповеди Мцыри называет причины своего побега из монастыря. Или: Из предложенного фрагмента мы понимаем причины побега Мцыри из монастыря.

2. Назовем первую причину. Мцыри хотел понять, что собой представляет окружающий мир. Обязательно проанализируем художественные средства, порассуждаем, как себя ведет на воле герой. Только в этом случае мы получим нужный балл за второй критерий.

3. Назовем вторую причину. Мцыри хотел почувствовать, что значит быть НЕОГРАНИЧЕННЫМ, СВОБОДНЫМ. Проанализируем сравнение монастыря с тюрьмой, противопоставление СУЩЕСТВОВАТЬ в монастыре и ЖИТЬ на воле.

4. Последнее предложение – подведение итога.

1.2. Какую роль играет описание природы в раскрытии душевных переживаний героя поэмы?

Выберите другой фрагмент поэмы, в котором показана романтическая натура Мцыри. Опираясь на анализ выбранного фрагмента, опишите черты романтического героя Выберите другой фрагмент поэмы, в котором используются сравнения. Какую функцию сравнения выполняют в выбранном фрагменте?