Лет двадцать назад благодарные жители австралийского Мельбурна установили памятник одному из губернаторов, известному своей кипучей деятельностью на благо города. Но почему-то памятник оказался поставлен вверх ногами (и вверх постаментом тоже).
Чарльз Ла Троуб, чей памятник был поставлен таким образом, прибыл в 1839 году в Австралию из Лондона, чтобы пятнадцать лет управлять округом, которому в то время принадлежал крошечный городишко Мельбурн с населением в три тысячи человек.
За время управления Ла Троуба население Мельбурна увеличилось в сотню раз, но нельзя сказать, что это было заслугой градоначальника. Дело в том, что в округе было найдено золото, и жители континента сорвались в Мельбурн в поисках удачи.
Хотя золотая лихорадка местного масштаба случилась уже под конец правления Ла Троуба, когда он вполне мог считаться опытным чиновником, он был уверен, что не справился с поставленными перед городом экономическими и социальными задачами и подал в отставку.
Но, с другой стороны, за время своей работы Ла Троуб успел открыть множество и поныне существующих городских учреждений, в том числе университет, библиотеку, ботанический сад, больницу, водопровод. И фамилия Ла Троуба, на самом деле, самый частовстречающийся топоним на современной карте Мельбурна, его именем названы улицы, парки, и те самые учреждения, к открытию которых он приложил руку.
То есть память об этом градоначальнике очень даже позитивная.
Так что установка перевернутого памятника вызвала вопросы – не проявление ли это неуважения к в целом положительному историческому деятелю, поспособствовавшему современному процветанию Мельбурна.
Когда автор идеи попытался объяснить, почему он решил перевернуть градоначальника, воткнув его макушку в газон, он апеллировал к тому, что и сам Ла Троуб в какой-то мере перевернул жизнь захолустного городка, ставшего теперь одним из крупнейших на континенте.
К тому же, обычный памятник скучен и незаметен, а перевернутый привлек внимание горожан и туристов к фигуре именитого чиновника 19-го века.
Остряки начали шутить, что Ла Троуб был при жизни более популярен в пославшей его метрополии, чем в управляемой им части колонии, поэтому статую и поставили так, как было бы хорошо для находящегося на противоположной части земного шара Лондона.
За двадцать лет, прошедших с момента появления монумента, его несколько раз, под влиянием общественного мнения, ставили то на голову, как задумал скульптор, то на постамент, как положено в приличных местах.
Благо, пятиметровая статуя довольно нетяжелая – она целиком изготовлена из композитных материалов, стекловолокна и полиуретана, и только окрашена в имитацию бронзы и камня. Так скульптор решил вопрос ее легкой постановки вверх тормашками – с многотонной настоящей статуей такое провернуть было бы сложновато.
Сейчас статуя в очередной раз перевернута в «приличную» позу, постаментом вниз, но гарантий, что это ее окончательный вид, по-видимому, нет.
Как думаете, друзья, хорошо ли привлекать внимание к благим деяниям исторического лица, ставя его в неудобную позу? Как бы вы решили этот вопрос, в пользу задумки прогрессивного скульптора или в пользу обиженных неуважением горожан?
Еще по теме:
Уникальный украинский памятник, которого больше нет