Найти тему
Андрей Дуюнов

Олдскульный кинозал — Планета бурь (1961)

Оглавление

Сегодня в кинозале — советская фантастика «Планета бурь», про международный полёт на Венеру.

Кратко о сюжете

На Венеру отправляется экспедиция из 3 ракет.

-2

Состав двух из них любопытный: 4 космонавта и по одному космонавту-женщине, космонавту-иностранцу и космонавту-роботу с редким именем «Джон».

-3

Про состав третьей ракеты ничего неизвестно, т. к. её на первых же секундах уничтожает метеорит.

Катастрофа рушит начальные планы высадки на планете. Но не улетать же обратно? Да и новую ракету ждать очень долго.

Поэтому решают высадить на Венеру часть экипажа, включая иностранца и его робота Джона.

(Кстати, в этом плане фильм объективно отражает технологические расклады начала 1960х. Хотя экспедиция летит на советских ракетах, но робот — производства западных партнёров.)

Первая партия высадившихся пропадает. На её поиски отправляются почти все оставшиеся космонавты.

-4

Дальше всё развивается по классическому приключенческому канону — обе группы исследуют флору и фауну, а иногда и отбиваются от их агрессивных представителей. Идут по суше и спускаются под воду. Чуть не погибают от лихорадки и не сгорают при извержении вулкана.

В итоге все успешно спасены.

-5

Единственная потеря — робот Джон, погибший в потоках лавы. Уставшие, но довольные, набравшие кучу образцов и материалов для исследований, космонавты улетают.

Финальные кадры подтверждают их догадки, что на планете может быть разумная жизнь, похожая на человеческую цивилизацию. Вслед улетевшей ракете выходит таинственная аборигенка, вся в белом (не самая практичная одежда для венерианской грязищи).

-6

Занимательные факты

  • Иностранный (скорее всего, американский) космонавт просто прекрасен. Воплощает многие классические черты представителя западной цивилизации.
-7

Не упускает случая для рекламы («Фирма Дженерал Кибернетик давно ждёт настоящей работы»).

Оценивает всё с позиций капиталистической идеологии («Людям свойственны страх и эгоизм») и реалистично оценивает перспективы («Вымершая планета. Разум здесь уже истребил себя»).

Высказывается по вопросам гендерного равенства («Сообразить может робот, но не женщина»).

При этом ведёт себя как настоящий учёный и полноценный член экспедиции. Явно не отрицательный персонаж.

  • Его робот Джон не менее чудесен. И главное — многофункционален. И автопилот, и кран, и даже автомобильный навигатор («До «Сириуса» можно доехать на автомобиле за 37,2 минуты по бетонному шоссе»).
-8

При этом реагирует только на вежливое отношение и обращение на «Вы». Политически подкован и грамотен («Хозяева неизвестны. Рабовладение запрещено конституцией. Я — свободная мыслящая машина»).

И вообще ведёт себя как полноценная личность, наплевавшая на законы робототехники. Из-за чего часть космонавтов чуть не умирает, потому что у робота был включён инстинкт самосохранения, и он планировал допустить гибель людей, чтобы выжить самому (оно и понятно, робот-то капиталистический).

-9
  • В фильме много тем, достойных условного РЕН-ТВ.

Упоминают мировое правительство. Обсуждают Атлантиду и возможное посещение Земли пришельцами (древние рисунки с людями в скафандрах, изделия из неизвестных металлов).

Предполагают, что человек произошел от марсиан. И один из лучших моментов — отстреливаются от существ, напоминающих то ли маленьких годзилл, то ли … рептилоидов!

-10

Очень такое научное люблю и уважаю.

  • На базе фильма американцы склепали (перемонтировали, добавили чуть новых сцен) аж два своих: «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women, 1968).

Что наглядно показывает, какой крутой был уровень советских спецэффектов для своего времени.

Фраза фильма

При обсуждении командой перспектив высадки на Венеру:

— А если не найдёт [площадку для посадки]?

— Пенсии — семьям, памятники.

-11

Итоги

Понятно, что сейчас эффекты фильма кажутся несколько наивными и смешными. И потому любителям всяческих вселенных Марвел смотреть точно не стоит)

Но если интересна нормальная ламповая фантастика, где учёные ведут себя как учёные (не снимают скафандры на неизвестной планете — в отличие от одарённых «коллег» из «Чужой: Завет»; не поддаются эмоциям как в «Интерстелларе»); а люди как люди (взаимовыручка и чувство долга), то можно смело смотреть.

-12

И вообще, какой из современных российских киношедевров перемонтировали/перенесняли в Штатах?

Только за это можно посмотреть «Планету бурь» — фильм из времён, когда в кинофантастике Союз был на уровне с западными партнёрами, а в реальных полётах и вовсе опережал.

-13