Найти тему
Православный

Соломон и мудрость

Когда царь Давид дерзнул провести пере­пись своего народа, Бог, разгневавшись, наслал эпидемию (2 Цар 24). Тем не менее, реформы его сына Соломона были бы невозможны, если бы запрет на перепись населения не был нарушен. В течение одного поколения сама цивилизация изме­нилась в Израиле.

"Мудрость" — слово, традиционно резюми­рующее царствование Соломона, его основное свойство. Но это слово вовсе не имеет в Библии того более созерцательного значения, которым наделяем его мы. Оно означает искусство пользо­ваться дарами Божиими — но на всех уровнях: на уровне речи, экономики, повседневной жизни, религии. Бесспорно, "мудрость" Соломона сопро­вождается на протяжении всех сорока лет его правления своеобразным возвратом к профетизму.

Надо видеть, как Соломон восходит на престол (3 Цар 1). Повествование почти комическое: как убедить Давида, который, состарившись, не покидает своей опочивальни, отстранить более видного наследника и выбрать Соломона, сына Вирсавии?

С удивлением приходится видеть, как всё это режиссирует пророк Нафан, планируя с Вирсавией, кому из них войти к Давиду первым, когда и что сказать. Такой приглушенный стиль имеет важное значение: пророчество собирается на какое-то время уступить дорогу "мудрости", которая осуществляется тут как бы под покры­валом. Идея состоит в том, чтобы показать, что Вирсавия не строила никаких интриг: она всего лишь последовала "совету" (3 Цар 1. 11-12) пророка.

Но не следует по этому поводу заблуждаться: "совет" мудреца — не вещание оракула. Дворцовая интрига с целью наследования титула Помазанника Божия остается дворцовой интригой.

Мудрость состоит в познании закона Божия и устроения мироздания, для того чтобы дейст­вовать в соответствии с ними. Мудрость Соломона состоит в умении управлять, в познании тайн вселенной, в осуществлении обмена благами с другими народами, в отсутствии всякой войны.

Знаменитое "Соломоново решение" — это первый и самый красивый акт его правления. Соломон судит тяжбу двух женщин по поводу одного младенца. Каждая из них утверждает, что именно она — его мать. Одна предпочитает отка­заться от своих претензий на ребенка, нежели допустить его гибель. Другая готова на то, что каждой достанется половина младенца. Значит, она не его мать. В наши дни, когда говорят о "Соломоновом решении", имеют в виду "удовлет­ворить обе стороны". Истинный смысл весьма далек от этого!

О других делах великого царя сообщается прежде всего посредством реестров: его области, его колесницы и кони, его города, снабженные гарнизонами, его флот. Кто касается Храма, то это работы по добыче и обтесыванию камней, "обрезанных пилою, с внутренней и наружной стороны" (3 Цар 7. 9).

Что касается царской адми­нистрации, то кадастр областей не мог быть таким же, как у колен Израилевых в древности: была установлена жесткая централизация, с перерас­пределением земель и вездесущим присутствием власти. Невозможно вообразить Давида — на троне, а Соломон с самого начала представлен именно таким.

Мудрость Соломона не выдает себя за откровение. Он сам и его книжническое окру­жение сочиняли и собирали пословицы, а также песни. В 3 Цар 4. 32-34 сообщается только о ботанических и зоологических темах этого твор­чества. Но Книга Притчей Соломоновых касается, прежде всего, добродетельной жизни. Очень час­то там встречается имя Бога, открытое Моисею: YHWH.

Если не считать этого, Притчи Соломо­новы не претендуют на то, чтобы отличаться от Мудрости Народов. Напротив, слава Соломона, когда она обыграла Народы на их же поле, становится устроением дел мирских. Этой славе Соломон обязан визитом царицы Савской. Будучи соседом царя Тирского, царь Израиля обращается к нему за помощью по части создания и экипи­ровки флота, проектирования Храма и предо­ставления строительных материалов для него.

Религия Соломона проявляется в двух важ­ных эпизодах. В первую очередь, в молитве, кото­рая ознаменовывает начало его царствования. Бог говорит ему: "Проси, и Я дам тебе". Но мудрость Соломона состоит именно в том, что он уже знает: просить надо Мудрости и ничего другого. Можно ли отделять инициативу Бога от инициативы царя? Много позже еврейский автор Книги Премудрости Соломона с эллинистической утонченностью даст на греческом языке свой ответ на эту богословскую загадку (Прем 6-9).

Другой эпизод — это освящение Храма: молитва, которую Соломон обращает к Богу за все присутствующие поколения своего народа. Та

ее версия, которой мы располагаем, сродни зако­нодательным нормам Второзакония и дошла до нас в редакции, значительно более поздней, чем время правления великого царя.

В том, что касается Соломона, библейское повествование снова являет чудо равновесия: восхищение тут вовсе не устраняет обличения, а обличение — восхищения. Внешняя политика царя (в расширенных традицией масштабах) приводит его к тому, что он наполняет свой гарем семью­стами женами (иноземными царевнами) и тремя­стами наложницами. Не кажется ли это рассказ­чику перебором?

По его версии, Соломон только в преклонном возрасте поддался искушению почи­тать, наряду со своим Богом, национальных богов своих жен, в тех святилищах, которые он возвел для каждой из них в пределах Иерусалима. Это было его огромной ошибкой. "Как мудр был ты в юности твоей!" — прокомментирует Иисус, сын Сирахов (Сир 47. 16).

- Проси, что дать тебе. [...]

- Даруй рабу Твоему сердце рас­судительное . [.. . ]

- За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не про­сил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, [.. . ] Я сделаю по слову твоему; [... ] и даже то, чего ты не просил, Я даю тебе.

3 Цар 3. 5, 9, 11-13*

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!