Сегодня практически каждая крупная компания пытается работать над ESG повесткой, однако работать со столь многоплановой темой очень сложно. В статье рассказываем, каким образом совет директоров и топ-менеджмент могут интегрировать ESG в стратегию компании и получить максимальную выгоду от ее реализации.
Рост популярности ESG-инвестирования, а также бурное развитие стандартов отчетности по ESG, подталкивает руководителей компаний к все более активной работе над ESG повесткой. Многие эксперты сходятся во мнении, что финансовая и нефинансовая отчетность в обозримом будущем будут объединены в единую систему отчетности.
Чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов, а также соответствовать быстро меняющемуся регулированию раскрытия информации по ESG, совет директоров должен предпринять ряд основополагающих шагов. Прежде всего, необходимо интегрировать ESG-мышление в то, как организация оценивает риски, принимает решения и выявляет новые возможности для развития бизнеса.
Самым сложным в адаптации новых технологий и инновационных методов ведения бизнеса является переход от слов к делу. Ниже собран ряд советов, которые помогут руководителям компаний выиграть эту гонку добра, адаптировав ESG-принципы к своему бизнесу в полной мере.
- Тема ESG должна занять постоянное место в повестке совета директоров. Если этого еще не произошло, то нужно разобраться, почему. Возможно, лидерской команде не хватает знаний в области ESG, и она не воспринимается серьезно. Или правление хочет продолжать использовать старые методы ведения бизнеса и бизнес-модели, откладывая внедрение изменений. Какая бы ни была причина, тема ESG обязательно должна быть в фокусе совета директоров.
- Совет директоров и правление должны обладать базовыми знаниями в области ESG. Основы ESG необходимо знать также, как и основы финансовой отчетности. Каждый бизнес-профессионал понимает что такое выручка, затраты и прибыль, так как это издавна является основой бизнеса. В 21-м веке к финансовым основам добавляются принципы охраны окружающей среды, социальной политики и корпоративного управления. Роль нефинансовых показатели бизнеса вплотную приблизилась к финансовым, поэтому ESG-принципы должен досконально знать каждый руководитель.
- Руководители разных уровней должны понимать, как ESG-принципы могут быть применены к основным бизнесам компании. Во-первых, какое регулирование в области ESG и стандарты отчетности по ESG применимы в данной индустрии? Во-вторых, как с ESG работают конкуренты и можно ли оценить влияние ESG-инициатив конкурентов на ваш бизнес? В-третьих, какие направления ESG наиболее естественно вписываются в природу бизнеса? Если посмотреть на устойчивое развитие в широком смысле, на каких из 17 Целей Устойчивого Развития может сконцентрироваться компания?
- Совет директоров должен настоять на разработке полноценной ESG-стратегии компании. Во-первых, необходимо провести аудит экологических, социальных и управленческих процессов и проектов. Возможно, компания уже многого достигла по ESG, и это нужно учитывать. Во-вторых, для системной работы нужна ESG-стратегия, которая не просто будет предусматривать реализацию ряда инициатив по ESG, но и позволит критически взглянуть на бизнес в целом. Насколько он устойчив в долгосрочной перспективе? Что нужно и можно изменить прямо сейчас? В третьих, ESG-стратегия должна быть составной частью бизнес-стратегии. ESG не может быть самостоятельной областью деятельности "для отчетности".
- ESG-стратегия должна включать ключевые показатели эффективности (КПЭ). Четко определите, как вы будете измерять успех: как выглядит успех вашей компании в новой парадигме нефинансовых показателей? Необходимо видение с четкими целями и показателями для оценки эффективности реализуемых программ и проектов по ESG. Также необходимо ставить КПЭ по ESG руководителям бизнесов, а затем учитывать их при оценке результатов работы менеджмента.
- Для реализации ESG-стратегии должны быть выделены адекватные ресурсы. Во-первых, необходимо создать команду руководителей ESG-направления, состоящую из профессионалов с широким кругозором. Во-вторых, официальные или неофициальные лидеры по ESG должны появиться во всех релевантных подразделениях и на всех уровнях. Иначе реализация ESG-проектов будет невозможной. В-третьих, стоит грамотно оценить риски увеличения инвестиций в ESG, особенно при условии сокращения инвестиций в основной бизнес. Финансовое здоровье бизнеса по-прежнему должно быть первым приоритетом.
- Руководители должны определиться со стратегией коммуникации по ESG. Коммуникация по ESG с одной стороны открывает много возможностей, с другой стороны имеет значительные риски. Гринвошинг или зеленый пиар настолько распространился, что многие акционеры и клиенты просто не доверяют сообщениям компаний. Поэтому лучшей стратегией будет являться коммуникация долгосрочных и краткосрочных целей по ESG, которые будут определены в стратегии, а затем предоставление прозрачной отчетности по прогрессу их достижения. При этом формат отчетности должен соответствовать как требованиям регуляторов, так и лучшим мировым практикам в данной индустрии.
Ссылки: