Найти в Дзене

Архитектор Николай Львов - русский Леонардо Да Винчи. Часть 1.

Оглавление

Борисоглебский монастырь в Торжке
Борисоглебский монастырь в Торжке
Портрет  Николая Александровича Львова (1751–1803)
Портрет Николая Александровича Львова (1751–1803)

Николая Александровича Львова, за разносторонние дарования сравнивают с художниками эпохи Возрождения. Львов был ярким представителем XVlll века, века Просвещения в России. Поэт, переводчик, механик, астроном, гидротехник, изобретатель, музыкант, гравер, археолог, писатель и, конечно же, архитектор. В последней области он проявил себя наиболее ярко.

Архитектор родился в небогатой дворянской семье новгородского губернского прокурора Александра Петровича Львова. После выхода Александра Петровича в отставку Львовы поселились в наследственной деревеньке Черенчицы рядом с Торжком. Полного начального образования Николай Львов не получил. Когда он приехал в Петербург для прохождения военной службы, то едва говорил и писал по-французски, а по-русски не писал вовсе.

Военная служба не увлекла Львова, и он поступил курьером в Коллегию иностранных дел, за короткое время он овладевает несколькими европейскими языками. Большим событием в жизни Львова стала восьмимесячная поездка по Европе в 1776 году. Он побывал в Германии, Бельгии, Голландии, Италии и Франции. Львов привез в Россию много книг и альбомов по архитектуре.

Собор Святого Иосифа. Могилёв. 1780 г.
Собор Святого Иосифа. Могилёв. 1780 г.

Через 10 лет Львов уже стал известным архитектором, представленным ко двору. Союз двух государств, России и Австрии, Екатерина II и император Иосиф II решили отметить строительством собора в Могилеве. Был объявлен конкурс, который выиграл Львов. Именно эта первая серьезная работа характеризует Львова как подлинного мастера, сторонника строгой палладианской школы. (Палладианство или Палладиева архитектура — стилевое течение раннего классицизма, выросшее из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В русскоязычной традиции — палладианство. В основе этого стилевого течения — античное наследие: следование принципам классической храмовой архитектуры и классицизма XVI века)

Собор строился почти семнадцать лет и стал одним из первых в таком стиле. Особенностью здания стал двойной купол. Уличный свет через окна наружного купола проникал рассеянным внутрь помещения через отверстие в центре второго купола. Собор просуществовал до 1917 года. Большевики в соборе разместили музей религии и атеизма и разрушили его во время «столичной» реконструкции Могилева в 1930х годах. На месте святилища возвели гостиницу для чиновников.

Невские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1787 г. (фото из сети)
Невские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1787 г. (фото из сети)

Лучшей ранней работой Львова, несомненно, является проект Невских ворот Петропавловской крепости. Эта первая его постройка в столице свидетельствует о профессионализме и безукоризненном вкусе. Невские ворота располагаются напротив Дворцовой набережной и Зимнего дворца, и им придавалось большое значение.

Здание почтамта. Санкт-Петербург. (фото из сети)
Здание почтамта. Санкт-Петербург. (фото из сети)

Покровитель архитектора граф Безбородко, занимавший не одну государственную должность, был и начальником Главного почтовых дел правления, куда перешел служить и Львов. Закономерно, что проект нового Почтового стана был поручен ему. Почтовый стан занял большую территорию в самом центре тогдашней столицы, в Адмиралтейской части. За эту работу Львов получил право бесплатно ездить на почтовых тройках по дорогам Российской империи и квартиру в этом же здании.

Здание почтовой станции. Клин. (фото из сети)
Здание почтовой станции. Клин. (фото из сети)

В те годы по всей империи улучшались дороги, строились почтовые станции, которые необходимо было унифицировать и сделать более удобными. Львов разработал типовые проекты почтовых станций для всех губерний и выпустил альбом чертежей «Примеры почтовых дворов в Губернском городе». Альбомы «образцовых проектов» разослали по всем губерниям вплоть до Прибалтики. Первые почтовые станы были построены на родине Львова, в Тверской губернии.

В творческой биографии Николая Львова более восьмидесяти построек. Значительная их часть находится на его родине в Новоторжском уезде Тверской губернии. Этот край он очень любил. Когда материальное благополучие Львовых Николай Александрович решил устроить семейное гнездо. Старый деревянный дом, где раньше жила его мать, обветшал и не годился для большой семьи. Так фамильная деревня Черенчицы, переименованная позднее в Никольское в честь архитектора, превратилась в усадьбу. В этих краях жили близкие и дальние родственники, приятели и хорошие знакомые семьи, для которых по проектам Львова были построены или перестроены многие усадьбы. Но сначала о самой большой работе архитектора, расположенной в Торжке.

Собор Борисоглебского монастыря в Торжке

Новоторжский Борисоглебский монастырь. Торжок.
Новоторжский Борисоглебский монастырь. Торжок.

Собор Борисоглебского монастыря в Торжке заложили в присутствии императрицы Екатерины II 9 июня 1785 года и освятили в 1796 году. Строгая композиция плана собора подтверждает приверженность архитектора идеям Палладио. Собор—прекрасный образец русского классицизма. Очень красив плоский восьмигранный центральный купол. Это великолепная художественная и инженерная находка Львова. Подобный купол, но меньшего размера он построил в соборе Св. Иосифа в Могилеве, так сказать, потренировался. Главная инженерная идея—это двухслойная конструкция купола. Наружная оболочка имеет четыре больших арочных окна, которые не видны изнутри. Эти окна освещают пространство между внешним и внутренним куполами. В интерьер собора через центральное световое отверстие внутреннего купола попадает рассеянный свет. Такое освещение не имело аналогов в русской архитектуре. Оригинальный интерьер собора дополнял пол из больших чугунных плит.

Борисоглебский монастырь. Торжок. Фото 1900-х годов.
Борисоглебский монастырь. Торжок. Фото 1900-х годов.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем а обители разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы - Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью.

Позже построена надвратная церковь-колокольня. Строили ее на месте старой церкви, которая окончательно обветшала. Строительство начали в 1804 году, после смерти Львова, и закончили через шесть лет.

Усадебное строительство

В 1786 году Николай Александрович становится почетным членом Академии художеств. По его проектам строят жилые дома в Петербурге, Москве и провинции. Он увлекается садоводством и сельским хозяйством, становится членом Вольного экономического общества и даже пишет книгу о правильном ведении сельского хозяйства. Главным его увлечением в эти годы становится усадебное строительство.

Усадьбы—отдельная тема в творчестве Львова. В конце XVIII столетия дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы, устремилось в свои родовые гнезда. Каждый хотел иметь усадьбу в духе последней моды. А модным в те годы был классицизм. Для дворян XVIII века, века романтизма было характерно стремление к тихой идиллической жизни на лоне природы среди книг, семьи и друзей. Из шумных столиц они уезжали в свои поместья, подальше от суетной светской жизни и военной службы.

Усадьба Никольское-Черенчицы

От родовой усадьбы Львовых Черенчицы-Никольское близ Торжка сохранилось не много, особенно пострадал парк с пятью прудами и каскадами. Кстати, внучка архитектора являлась мамой Василия Поленова, знаменитого художника. На рисунке правнука архитектора, сделанном в 1860 году, можно увидеть как выглядел дом. Помпезная правая часть дома, что на рисунке не сохранилась. В то время это был настоящий умный дом, где Львов воплотил все последние инженерные достижения. Здесь был водопровод, паровая кухня, даже система кондиционирования воздуха - благодаря продуманной системе вентиляции зимой воздух с улицы поступал в камины, прогревался и через отверстия в стенах, где стояли кувшины с розовой водой поступал в комнаты теплым и ароматизированным.

Главный дом усадьбы Никольское-Черенчицы. Рисунок В.Поленова и фото 2021 года.
Главный дом усадьбы Никольское-Черенчицы. Рисунок В.Поленова и фото 2021 года.

Погреб - пирамида

В своем имении Львов возвел небольшую, сугубо хозяйственную постройку, но даже к постройке погреба Львов подошёл с особым энтузиазмом. Он построил его в форме пирамиды, вдохновляясь древним Египтом. Погреб внутри имеет три яруса. В нижней части был ледник. Там был колодец, в котором замерзали грунтовые воды, а благодаря продуманной системе вентиляции, лёд сохранялся до следующей зимы, позволяя хранить продукты для жителей усадьбы. На верхнем ярусе пирамиды была комната отдыха, где можно было принимать гостей, летом укрыться от жары, поесть фруктов и выпить охлаждённых напитков.

Церковь - мавзолей

Прекрасна недавно реставрированная родовая усыпальница Львовых с храмом Воскресения. Церковь-мавзолей – уникальный памятник классицизма. В ней был похоронен сам архитектор, скончавшийся в Москве и привезенный в любимое Никольское. Мавзолей решен в виде ротонды с колоннадой тосканского ордера, увенчанной небольшим куполом. Тут Львов вновь реализовал свою излюбленную идею двойного купола. Кессонированная поверхность внутреннего купола перекрывает строгое, залитое светом пространство храма Воскресения. Полным контрастом ему является низкое сводчатое подпольное помещение цокольного этажа, выложенное из гранитных валунов. Свет сюда проникает через специальные каналы - трубы. К сожалению, в годы советской власти мавзолей, как и вся усадьба, был разграблен.

План усадьбы Никольское-Черенчицы
План усадьбы Никольское-Черенчицы
  1. Усадебный дом
  2. Парадный двор
  3. Погреб-пирамида
  4. Воскресенский храм (мавзолей)
  5. Скотный двор
  6. Кузница
  7. Постройки на Петровой горе
  8. Водоподъемная машина
  9. Конный двор
  10. Оранжерея
  11. Пруды: а-хозяйственный, б-церковный в-рыбный, г-купальный
  12. Касады прудов
  13. Грот-купальня
  14. Зернохранилище
  15. Рига
  16. Павильон-погреб
  17. Фонтан-колодец (Одна из каменных чаш фонтана сохранилась, находится в с. Никольском.)
  18. Источники
  19. Павильон-храмик
  20. Валунные мосты
  21. Кладбище
  22. Павильон на острове
  23. Павильон-ротонда
  24. Ветряная мельница
  25. Дубовая аллея
  26. Дом священника
  27. Сыроваренный завод

Колокольня-маяк в Арпачёво

Колокольня храма Казанской иконы Божией матери а Арпачёво, выполненная в виде античного маяка, полторы сотни лет до 1917 года направляла верующих людей к храму, несущему свет. Уникальная для России по своей композиции колокольня, словно маяк из Средиземноморья, оказалась здесь не случайно. Усадьба Никольское совсем рядом с селом Арпачёво. Село принадлежало деду, а затем дяде архитектора. Львов, как приверженец стиля палладианства, воплотил для своих родственников и соседей в Храме Казанской иконы Божией Матери свои лучшие идеи. Храм и колокольня были построены в 1789-1791 годах. Храм является уменьшенной копией Борисоглебского собора в Торжке. Церковь была закрыта и разграблена после революции. Храм недавно восстановлен с помощью местного жителя, переехавшего сюда из Москвы.

Рядом церковью навалены надгробные плиты, на одной из них есть отчетливая надпись:

Здесь погребен студент университета Николай Васильевич Дубровский сын свящ села Арпачева. Родился 1850 года июля 23 умер 1873 г. Ден.ав 21го. Рано развился 3х лет умел читать. Родителей оставил в глубокой печали и скорби.

Конец 1 части. Огромное спасибо, что прочитали и посмотрели фото. Если вам понравится эта статья, сделаю продолжение. До новых встреч!

При подготовке статьи использована книга Архитекторы и власть. Резвин В.А. 2013 г. и сайт Борисоглебского монастыря https://novotormonastyr.ru