Найти в Дзене
Игорь Орлов

Парадоксальная евангельская притча

Оглавление

Одной из трудных и парадоксальных притч - загадок Евангелия является притча о виноградаре и работниках, представленная в начале 20 главы евангелия от Матфея (Мф.20:1-16).

Лучше прочитать ее, попробовать самостоятельно понять ее евангельский смысл. И лишь потом сопоставлять с толкованиями. Стоит ли лишать себя радости побиться над духовной загадкой?

*

О чем эта притча?

Есть три основных взгляда.

  • Одни говорят: о Царствии Божьем, ведь Христос об этом Сам в ней говорит. Ориген, например, считал, что в этой притче под Царством Божьим Христос именует Свою Церковь. Немного схожих мнений.

Стоит отметить, что Христос не только в этой притче говорит о Царстве Божьем. Ошибочно считать, что это единственная притча по этой теме и единственный образ Царства. Напротив, в евангелии от Иоанна, сказано, что "Обителей у Отца много" (Ин 14:2). Бог и Царствие Его огромно и многопланово. Не стоит загонять себя в рамки узких представлений. В том числе, тем образом, что дан в этой притче.

  • Другие говорят: эта притча о Милости Божьей. Такого понимания придерживаются большинство толкователей. Человек спасается не сам по себе, не своим трудом. а только Милостью Божьей. И об этом эта притча.
  • Третьи говорят: притча о соработничестве человека и Бога.

Ситуация.

Хозяин дома (домовладелец) выходит нанимать в свой виноградник работников, с самого раннего утра.

Нанял одних, с которыми договорился за динарий за работу на целый день.

Дальше он приходит в 3,6,9,11 часы и приглашает других людей, ищущих работы и дохода. С ними он не договаривается о сумме, а просто приглашает их поработать. Говоря: «что следовать будет, дам вам». Итак, у хозяина за этот день работает 5 бригад.

Когда приходит время оплаты, то хозяин зовет управителя и дает распоряжение, оплатить всем по 1 динарию, начиная оплату с последних, работавших лишь 1 час, до первых, работавших 11 часов.

Первые, работавшие больших всех, возмущаются несправедливостью оплаты и высказывают ее хозяину. На что тот отвечает 3 аргументами:

«Друг, я не обижаю тебя. Не за динарий ли ты договорился со мной?»

«Я хочу дать последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу?»

«Или глаз твой завистлив, что я добр?».

Диссонанс и отвлекатели.

Диссонанс возникает от парадоксальной, для современного решателя, ситуации: работали по разному, а заработали одинаково.

Первый диссонанс.

Первый диссонанс у тех, кто полагается на здравый жизненный смысл: странный хозяин, странны его поступки.

Решатель ставит себя в ситуацию работника и говорит: да, мне тоже было бы обидно. Вкалывал весь день, а получил столько же, сколько и последний. Уравниловка!

Это порождает несправедливость и лукавство. В следующий раз хозяин никого не найдет утром и днем, но большую бригаду на 1 час работы и запросят за свою работу хитрые работники дороже. Ибо люди обучаемы в своем лукавстве.

Другой решатель ставит себя в ситуацию хозяина и говорит: у него много денег и капризы. Будь я хозяином, я бы договорился с каждый дифференцированно, чтобы не было недоразумений у них и справедливая экономия у меня.

Все эти отвлекатели ищут решение в земной плоскости. Доводы земной справедливости и экономии не являются существенными в данной притче. Это не экономическая или математическая задача. Это загадка о Милости и Любви Божьей к людям.

Второй диссонанс.

Люди, читающие загадку внимательно, обращают внимание, что Христос в ней сразу обозначает, что «Царство Божие подобно хозяину дома». И образ этого хозяина принимается ими за образ Бога. Но у них возникает диссонанс. Они не верят такому Богу.

«Неужели – думает такой решатель – я верю в такого Бога? Непонятного, капризного, странно справедливого?»

Или сразу говорят: «Мне не близок такой образ Бога. Бог, к Которому я взываю, есть Бог Мудрый, Умный и Справедливый. Здесь же образ добродушного своевольного барина. Он творит не мудро, а по прихоти».

Возможно, думают они, так понимали Бога люди 1 века нашей эры. У них ситуация была иная (рабовладельческий строй) и ум был слабее, чем у современных людей.

Такой подход неверен.

Евангельский смысл этой загадки не зависит от века ее чтения. Духовная мудрость неизменна, как неизменен и благ Сам Бог (мысль святого Антония Великого).

Если человек мыслит слишком приземленно, он не мыслит еще духовно. Он еще не дошел до нужного слоя познания – духовного. Поэтому не разумеет загадку. Стоит идти дальше в духовном понимании и подняться на ступень выше.

Здесь же у внимательных решателей возникает вопрос:

«А сами апостолы, которым Христос рассказывал эту притчу, поняли ли Его сразу?».

Евангелие показывает, что Христу потребовалось много притч, много их объяснений ученикам, чтобы они Его поняли. Окончательное же понимание пришло к ним после вознесения Его и сошествия Свыше благодати Святой на них. Не быстро умнеют люди.

Тоже касается и всех других решателей евангельских загадок и современных читателей Евангелия.

Не сразу людям открывается евангельский смысл загадки.

Чтобы его понять надо проникнуться духом евангельским, мыслить в евангельских системах координат, отойти от примитивной приземленности. Для этого надо читать и размышлять над Евангелием больше. Полезное для спасения души упражнение.

Смысл загадки.

Милость Божья к разным людям. Люди разные, а Милость одна.

Ключевой глагол этой загадки: приходит. Бог приходит к разным людям. К каждому в свой час.

Именно этот момент, как главный, подчеркивают толкователи святые: Феофилакт Болгарский, святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Человек открывает Бога не когда сам ищет, но когда Бог открывается ему. Бог открывается каждому по-своему, в свое время.

Таков главный смысл толкования святителя Иоанна Златоуста. Он говорит, что разные часы призвания людей на работу в этой притче - разные возрасты, когда людям открывается Бог. Одним - в детстве. Другим - в юности, зрелости или старости (св. Иоанн Златоуст "Толкование на евангелие от Матфея").

Преподобный Максим Исповедник видит в этой притче монашеский возраст и опыт. Он говорит, что призванные первыми - это те монашествующие, кто много лет занимается духовным деланием. А призванные последними - те, кто не имеют такого опыта, но полнее постигли Бога. Ибо обеты монашеские даются для обретения Бога, а не ради самого делания или ограничений (Преп. Максим Исповедник "Вопросы и недоумения").

Преподобный Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)

Мартин Лютер, основатель протестантизма,подчеркивает следующий момент. Призванные первыми были осажены Христом, чтобы они не возгордились своим трудом и заслугами. Ибо человек спасается Милостью Божьей, а не количеством своего духовного труда. Пришедших же последними Бог милует от отчаяния. Их никто не пригласил, никому не нужны они. Им никто не дал благ. Бог пригласил, одарил и избавил от отчаяния (М.Лютер "Разъяснения по немецкому переводу Евангелия").

Мартин Лютер, основатель протестантизма, один из переводчиков Библии на немецкий язык (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер, основатель протестантизма, один из переводчиков Библии на немецкий язык (фото из Яндекс Картинки)

В православной традиции подчеркивается момент соработничества Христу. Так митр. Иларион Алфеев подчеркивает, что если Бог зовет нас: то стоит идти и трудиться на Него.

Митрополит Иларион Алфеев, руководитель ОВЦС (фото из Яндекс Картинки)
Митрополит Иларион Алфеев, руководитель ОВЦС (фото из Яндекс Картинки)

Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.