Начинаем 19-ую главу. Книга от Матфея, первая книга в новом завете. Матфей – это ученик Иисуса. Глава 19, стих 1.
[Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.]
Мы по предыдущему тексту знаем, что Иисус находится сейчас в городе Капернаум. Разбирались, что это, наверное, один из основных городов области Галилея в Израиле. Как в России, например, есть Ленинградская область с главным городом Санкт Петербург. А как столица России Москва, и область вокруг неё Московская, так в Израиле был главный город Иерусалим, столица Иерусалим, и область, в которой он находился, называлась Иудея.
Почему Иудея тоже разбирались, что если очень кратко: был Адам, первый человек на земле, от его потомков Ной, который пережил потоп, от его потомков Авраам, потом Иаков, которого Бог назвал Израиль. Поэтому Бог называл евреев сынами Израилевыми. Потомками Израиля. У этого Иакова-Израиля был потом Исаак, и у Исаака 12 сыновей, которые считаются отцами основателями еврейского народа, их ещё называют 12 патриархов, потому что падре – это отец, а архи – это, как бы, в высшей степени.
Так и вот одного из тех 12 патриархов звали Иуда. Но это не тот Иуда, который предал Христа, это вообще другое время, просто имя такое же. Я уже не очень помню всю эту историю, помню там потом был мудрый царь Соломон при котором Израильское царство процветало, а потом после Соломона вроде начало делиться в ходе каких-то разногласий, и Израиль поделился на две части, на Израиль и на Иудею.
А потом ту часть, которая Израиль, в какой-то момент завоевали и коренные евреи остались только в Иудее. Потом вроде бы обратно эта часть вернулась, но там уже были смешанные браки, если я не ошибаюсь. В общем когда жил Иисус, Иудея – это вот была область в Израиле, где жили самые чистые коренные евреи. Там находился главный город, там находился главный храм, там была самая религиозная элита и политический авторитет.
И мы читали, что Иисус ходил по разным городам Израиля, но не в Иерусалим, не в Иудею. Но говорил, что ему предстоит идти в Иерусалим и быть убитым. Пострадать от старейшин, и первосвященников, то есть главных священников, первых священников.
А тут мы читаем, что Иисус вышел из области Галилея и пришел в пределы Иудейские, то есть в область Иудея, но ещё пока видимо только с краю, написано Заиорданскою стороною, а Иордан – это в Израиле главная река. Предполагаю, что была часть с одной стороны реки и с другой стороны реки, и он вот, я так понимаю, с дальней стороны зашёл. Пришел в пределы Иудейские Заиорданскою стороною. "Заиорданскою" слитно и с большой буквы, то есть это видимо название той стороны. Какою стороною? Заиорданскою.
Еще раз: [Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.] Второй стих: [За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.]
То есть опять же, мы говорили, что Иисус куда-то приходил, люди о нем узнавали, собирались вокруг него, слушали чему он учит. Понятно, что было много тех, кто приходил просить о помощи. И читали как Иисус исцелял больных. Третий стих: [И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?]
Вот опять же, я часто объясняю какие-то вещи, потому что я, например, никогда не знал, кто такие фарисеи, и никто, ни разу, этого не объяснял, будто человек это уже должен знать...
В общем фарисеи – это основное религиозное течение того времени. Как сегодня в христианстве есть, например, католики, или есть, допустим, баптисты, тоже не очень понятные слова, так тогда в той религии были фарисеи, были саддукеи.
Потому что это сейчас у нас есть христианство, а когда Иисус жил была другая религия. И библия тогда была тем, что сейчас называется ветхий завет. Слово библия проще понять, если вспомнить простое слово библиотека.
Так и вот Иисус пришел в окрестности Иудеи и за ним последовало множество людей. Это значит, что о нем, само собой, там начали говорить. О том, что он туда пришел там стало известно. Тем более, что о нем и так уже ходил слух по всему Израилю.
И написано: Приступили к нему фарисеи. То есть подошли к нему, да? Представители той религии. И искушая его, то есть испытывая его, проверяя его... Мы смотрели, что одно значение слова искушать – это соблазнять, завлекать, но первое значение – это проверять, испытывать. То есть подвергать испытанию. Искушать.
То есть они не задавали вопрос, который хотели бы узнать, а они задавали вопрос с тем, что мы то знаем ответ, и посмотрим, что ты ответишь...
Мы читали как его постоянно пытались обвинить в том, что он, якобы, нарушает религиозные законы, или предания старцев. И это не просто споры, это реально опасная ситуация, потому что по тем законам, за нарушение могли побить камнями насмерть.
Ну и они вот, написано, искушая его спрашивали, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Интересно, конечно, было бы поискать, какие были правила по ветхому завету на этот счет. То есть по библии того времени, потому что в тот момент ветхий завет не был ветхим, он был актуальным законом.
Можно поискать, например "причины развода ветхий завет"... Сразу выскакивает книга Второзаконие пророка Моисея. Моисей – это который развел море и вывел еврейский народ из рабства. Он считается самым главным пророком в ветхом завете, это он написал законы и заповеди...
Ну вот пишут: Брак был установлен Богом при сотворении первых людей, Адама и Евы, ещё до их грехопадения. В браке мужчина и женщина становятся "одной плотию". Книга Бытие, глава 2, стих 24. Давай посмотрим...
Так, я пишу в поиск... Вернее в браузерную строку: byble.by. Ветхий Завет. Книга Бытие. Глава 2...
Например с 20-го стиха:
[И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.] И вот 24-ый стих: [Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.]
А после грехопадения, написано, стыдились, что голые, то есть это ещё до грехопадения было. Но это ветхий завет, мы сейчас с новым разбираемся. В общем главное то, что это книга Бытие, первая книга в ветхом завете. Тут ещё только первые два человека ещё до грехопадения.
И вот дальше то, что я тут в поиске нашел: Закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию людей. Книга Второзаконие, глава 24.
Давай откроем. Тоже ветхий завет. Книга Второзаконие. Глава 24. Тут сразу, с 1-го стиха:
[Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдёт, и выйдет за другого мужа,]
И тогда, короче, не может первый муж потом снова взять её в жены, если даже она разведется со вторым...
Можно посмотреть ещё варианты переводов тут. Я открою новый завет. Книга от Матфея. Глава 19, стих 3. Например, дословно: [И подошли к Нему фарисеи испытывающие Его и говорящие, Действительно(ли) позволяется человеку отпустить жену его по всякой причине?]
Или другие переводы: [К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили: "Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине?"]
А там походу не было четкого описания причин, написано: Если не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное...
Или: [Подошли к Нему некоторые из фарисеев и, желая поймать Его на слове, спросили: "По любой ли причине разрешается разводиться человеку с женой?"]
Или: [Пришли некоторые из фарисеев и пытались уловить его в словах, спрашивая: "Разрешено ли мужчине разводиться со своей женой по любому поводу?"]
И вот мы нашли, что в то время по законам Моисея можно было разводиться, нужно было только дать разводное письмо, то есть как документ о разводе. Чтобы не было такого, что ты её и бросил, и не отпускаешь типо я её муж, хотя ты её из дома выгнал, грубо говоря. То есть мол если разводишься, то разводишься, как бы всё, документ о разводе, всё.
Иисус говорил в пятой главе, мол: Вы слышали, что сказано древним, кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную... А я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ЕЙ повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
То есть мы вот прочитали в книге Второзаконие, что если кто возьмет жену, и она не найдет благоволения в глазах его, то пусть напишет ей разводное письмо и отпустит её, и она выйдет за другого мужа... То есть судя по этому закону разводиться можно, и жениться после развода можно, написано выйдет за другого мужа.
А Иисус в пятой главе учит по другому. И вот мы сейчас читаем, как подходят к нему представители той религии, и задают достаточно провокационный вопрос, ответ на который подразумевает нарушение Иисусом тех религиозных законов.
А Иисус отвечает, 4-ый стих: [Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;]
Вот знаешь я что тут подумал, они говорят об одной и той же библии, и спорят! Иисус говорит в библии написано Бог сказал будут двое одною плотью, а они говорят в библии написано, что закон Моисея гласит можно разводиться. И вот это прям проблема, что ЛЮДИ толкуют библию как им удобно. Не в библии проблема, а в том что люди ее плохо знают, они берут какой-то кусок и объясняют им то, как сами считают.
Иисус говорил на это: Вечером вы говорите, что завтра будет солнечно, потому что небо красно, а поутру говорите сегодня ненастье, потому что вчера было небо багрово. А багровый – это темно красный. То есть вы толкуете знамения как вам удобно. И говорит им постоянно: Разве вы не читали это место? Или это место? Говорит, если бы вы знали библию, то не осудили бы невиновных, когда его пытались обвинять. При том, что его пытались обвинять как раз, якобы за нарушение того, что написано в библии...
Это просто фантастически. И мы говорили, что это невозможно прописать. Всё разнообразие жизни невозможно прописать. Что законы жизни в сердце заложены, и из сердца описаны. Но если сердце не чистое, то человек найдет как сделать плохое по закону! Формально не нарушая закон.
Ещё раз:
[Когда Иисус окончил слова сии,]... Закончил то, что говорил в предыдущей главе... [то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?]
То есть что мужчину и женщину сотворил творец. Он их сотворил, и он сказал: Оставит человек отца и мать и прилепиться к жене своей. Это вот он цитирует им из книги Бытие, то что мы только что смотрели во второй главе. Сейчас я открою. 24-ый стих: [Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.]
[Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.] Мф.19:6
Но при этом Иисус говорил, что всякий, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот прелюбодействует. То есть за измену, я так понимаю, он не осуждает развод. Почему? Потому что уже нарушен этот союз грубо говоря. После измены. Как если одна сторона расторгает договор, то вторая сторона освобождается от обязательств по этому договору.
Мы разбирались, что любодеяние – это от слов любовь и деяние, любовь и делание, да? В английском языке, например, делать любовь – это то, что у нас называется заниматься любовью. Любодеяние. А пре-любодеяние – это как бы преступное любодеяние, когда человек понимал, что не надо этого делать, но как бы преступил черту, переступил черту.
Так и вот: [посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,]
Что значит одною плотью? Ведь если говорить, что человек – это тело, тогда в этой фразе нет никакой логики, потому что они физически не срастаются.
Но если мы говорим, что человек – это что-то духовное, живое... А если посмотреть на труп, то лежит, вроде и человек, но чего-то не хватает и уже будто не человек, просто тело, жизнь ушла... Тогда можно предположить, что как один человек в этой жизни имеет тело, плоть... Так и два человека, когда создают семью, то они создают в этот момент некое объединение двух людей, в котором должно присутствовать единство, если можно так сказать.
Потому что, что такое семья, где в природе семья? Вот у нас физически на земле есть деревья, есть птицы, есть рыбы, есть животные, есть другие люди, и собственно говоря всё, есть мужчина, есть женщина, и все, на этом единицы живых существ заканчиваются, в природе такого вида как семья нет, это не то, что существует само по себе, это то, что создается двумя людьми.
Тогда можно сказать, что жил себе один человек, и у него есть его тело, мужское, он мужчина... И жил себе другой человек, женщина, и у нее есть ее тело, женское... Одна плоть, и другая плоть, о продолжении жизни которой каждый из них отдельно заботился.
Но теперь, когда они создают семью, то они объединяются в союз, и теперь, кроме заботы о себе, заботы о своем теле, в твою зону ответственности попадает ещё и другой человек, забота о нем.
То есть вы фактически духовно создали нечто, где теперь ДВА человека.
В этом вашем союзе теперь уже два человека.
Получается вы духовно создали семью, и на земле у вас теперь есть некая вот эта сущность, состоящая из двух людей.
И потому написано: Да будут два одною плотью.
Я так это понимаю, но я не священник и не пастор. Я просто открыл и разбираюсь, и по большому счету ты можешь просто слушать как я разбираюсь для себя, я никому ничего не толкую и не объясняю.
И вот интересно ещё: И оставит человек отца и мать. Почему? Если была заповедь: Почитай отца и мать. Имеется ли в виду бросить родителей? Ну не думаю я...
Имеется в виду, что когда человек рос – он был для своих родителей ребенком, он был в ИХ семье...
А теперь, когда он вырос, то он в каком-то смысле выходит в этот момент из одной семьи и создаёт свою семью.
Но вообще семья потому и называется "семья", что это как семь я. То есть понятно, что остаются крепкие родственные связи и так далее. Что должно оставаться уважение к родителям, помощь им в старости, это всё само собой.
Но имеется в виду, что сначала ребенок прилеплен к родителям, а потом, говорит, оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей.
То есть он был частью семьи родителей, а теперь он создаёт свою семью. На основе этой же семейной связи.
И фарисеи спрашивают типо "разрешается ли человеку разводиться по любому поводу"?
Ещё раз: [И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,]
Можно посмотреть варианты переводов. Это стих 4. Например, дословно: [Он же ответивший сказал, Не прочли что создавший от начала мужчину и женщину сделал их? И сказал, Из-за этого оставит человек отца и мать и прилепится (к) жене его, и будут двое в плоть одну.]
То есть что Бог ИЗНАЧАЛЬНО создал мужчину и женщину. Он не создал отца и ребенка или мать и ребенка. И это прям фундаментально, потому что мы можем так понять вообще первую базовую ячейку общества, если можно так сказать. Это мужчина и женщина, муж и жена. Это как бы союз, который лежит в основании вообще всего. А следовательно и сегодня этот же самый союз является таким же базовым основанием для будущего.
И ещё варианты: [и что Он сказал: "Поэтому мужчина должен оставить своего отца и мать и соединиться со своею женою, и двое станут одной плотью"]
То есть соединиться, от слово единство, со-единиться...
И говорит: [Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.]
И вот пять же, понимаешь, если бы он говорил о том, что Бог вас поженил, теперь не разводитесь, то не сходится, потому что Иисус предполагает, что за измену можно развестись, тогда как человек за измену разлучает, если Иисус говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает?
Можно посмотреть варианты переводов тоже. Это стих 6-ой. Например дословно:
[Так что уже не есть двое но плоть одна. Которое итак Бог сопряг человек не пусть разделяет.]
Или: [Итак, что Бог соединил, то человек не должен разделять.]
Или: [еже убо Бог сочета, человек да не разлучает.]
Ещё раз: [так что они уже не двое, но одна плоть.] Точка. [Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.]
И я думаю он говорит о том, что союз мужчины и женщины изначально Богом установлен. Мужчину и женщину Бог сочел. Говорит, что Бог сочетал... То есть это союз богом установленный. А вы входите в этот союз, а потом разводитесь.
И дальше, 7-ой стих: [Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.]
И это вообще, ты представь тот религиозный закон, что прелюбодеяние – это грех. Там было сказано не убей, не кради, не прелюбодействуй... А Иисус сейчас говорит, что то, что они делают, является вот этим самым прелюбодеянием.
То есть они могут воспринять это как то, что он называет греховным их закон! Раз им по закону можно было разводиться. Очень становится понятно за что они его пытались убить. Но прикол в том, что он не называет греховным их закон. Он говорил: Не думайте, что я пришел нарушить закон. Не нарушить пришел я, но исполнить.
То есть даже то, что Моисей разрешил разводиться, не значило, что тебе обязательно этим пользоваться. И Иисус говорит: Моисей по жестокосердию вашему разрешил вам разводиться, а сначала не было так. Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние...
А если не за прелюбодеяние, то есть не за измену, если она верна семье, тогда за что? За какие-то её черты характера? Если они тебя не устраивали, тогда чего ты с ней сошёлся? То есть если ты уже женился, то предполагается, что ты её за что-то полюбил. Понятно, что какие-то сложности могут возникать.
Понимаешь, это, конечно, вот такое тонкое место. Потому что с одной стороны мы знаем случаи, когда мужчина женщину бьёт, например, может ли она уйти? Ну естественно может. Это же не о том, чтобы теперь, знаешь, вышла замуж – терпи. Или мы знаем другие случаи, менее очевидные, но ничуть не менее значимые, когда женщина просто растаптывает мужчину, с которым живёт. Я не знаю, как это называется, но я знаю, что слово может ударить сильнее кулака. Может ли мужчина развестись, если попался в такой капкан? Ну я думаю, что может...
Поэтому Моисей указал в законе, что возможно развестись. Другое дело, что по хорошему люди должны изначально нормально сходиться, чтобы им разводом не приходилось пользоваться.
Он говорит Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться, а сначала не было так...
То есть по-хорошему ты выбираешь себе человека ориентируясь на правильные ценности и создаешь семью. Сначала, говорит, не было так, чтобы приходилось вообще разводиться. А по жестокосердию вашему Моисей разрешил вам разводиться. Но я говорю вам, что это неправильно. Что всякий, кто разводится прелюбодействует. И кто женится на разведенной прелюбодействует. И вот это, наверное, самое непонятное.
Давай сейчас сделаем перерыв, продолжим в следующий раз. Сохрани себе, это подкаст "Новый завет для любопытных". И помните, что тьма не может поглотить свет. Физическое определение темноты – это просто отсутствие света. И такая же ситуация в духовном. Вся эта духовная тьма не работает на то, чтобы поглотить вас. Она работает только на то, чтобы вы сами в себе решили источник света притушить. И получается, что со всей тьмой мира можно не бороться, а нужно лишь только не тухнуть. Бог любит вас.
▶ ВКонтакте
▶ YouTube
▶ Apple Podcasts