Иван Петрович Кузьмин проснулся поздно. Открывать глаза не хотелось. Он был под впечатлением сна: приснилось любимое озеро, у которого прошло все его детство, да и юность. Там с друзьями он купался, нырял, плавал на лодке, удил рыбу.
Сегодня во сне Иван Петрович увидел себя мальчишкой. Кругом голубое небо, голубая вода плавно покачивает лодку. Он закидывает удочку. «Ваня, клюет!» -кричит ему Наташка, сидящая напротив в лодке, и широко улыбается. На девочке красный сарафан с оборками и белая соломенная шляпка с розовой лентой. Иван встает и пытается вытащить леску. Лодка начинает раскачиваться все сильней и сильней, Наташка цепляется за него, и лодка переворачивается. На этом сон обрывается.
-А ведь так и было, надо же, - подумал Иван Петрович - Все точь- в- точь. Они потом долго сушили одежду на берегу у костра и робко целовались. Наташу после окончания школы он больше не встречал.
Теперь Иван Петрович жил одними воспоминаниями. Сны превращались в реальность, а реальность в страшный сон. До получения пенсии оставалась еще неделя. В долг Иван Петрович занимать не любил. Отдавать – то с чего? И потому экономил, как мог. Сегодня был "разгрузочный день". В меню чай и черные сухарики, насушенные в духовке и аккуратно сложенные в холщовый мешочек.
Иван Петрович старался пораньше ложиться спать, но все равно почти вся пенсия уходила на оплату счетов. На то, что оставалось, надо было как-то выживать. И эта борьба за выживание изматывала, унижала и казалась бесконечной. Сквозь зеленые шторы пробился солнечный луч. Он осветил выцветшие обои на стене, в комнате стало веселее.
- Пройдусь за водой к роднику, недаром же мне озеро приснилось, давненько я там не бывал…
Иван Петрович выпил свежезаваренного чая с кусочком сахара. Во всем себе мог отказать, только не в чае. Собрался и вышел из квартиры.
Весна пахнула ему в лицо запахом сирени, свежести. Зеленело все вокруг. Развернули свои широкие листья липы, сосны стояли увенчанные свечами.
На зеленых лужайках сверкали маленькие солнца одуванчиков. - Как хорошо! Старик вздохнул полной грудью, - Пожалуй, бесплатно пока еще можно созерцать природу.
Иван Петрович отогнал от себя горькие мысли.
- Надо зайти к Галине Семеновне проведать, все равно по пути. Когда-то они вместе работали. Галина Семеновна приходила в его микрорайон к подруге и всегда навещала, справлялась о здоровье, гостинцев приносила: то пирожками, то конфетами угостит. Вот уже несколько месяцев она не заглядывала.- Что-то совсем меня забыла…
Даже на второй этаж он поднялся с трудом, не мог отдышаться. Дверь в квартиру была приоткрыта. «Странно»,- подумал Иван Петрович и на всякий случай позвонил. На звонок никто не ответил, и он вошел. В квартире, вовсю кипел «евроремонт». Несколько парней в ярких комбинезонах сновали туда- сюда с инструментами в руках. – Дед, тебе чего?- А где хозяйка?
- Никого тут нет, видишь ремонт, не мешай!
Иван Петрович в недоумении стоял на площадке. Дверь по соседству приоткрылась, из нее высунулась соседка Галины Семеновны и поманила Иван Петровича пальцем.
- Теперь Галина Семеновна здесь не живет, переехала. - Куда? - удивился Иван Петрович. – Да, приболела она, сами знаете сколько денег на лекарство надо, ну и незаметно должок за квартиру образовался. Думала выкрутится, да не смогла. Мигом приехали, все вещички сложили, опечатали квартиру и ее увезли. - И где же она теперь? - Да в деревянном бараке на окраине. Там теперь много стариков. Условий никаких, как она там будет? У нее же почки больные, ей тепло постоянно нужно.
Иван Петрович совсем расстроенный вышел во двор. Уже не радовала весна. Он механически двигался вперед и думал о Галине Семеновне: " Всю жизнь труженица. Наград столько имеет! Столько молодежи обучила, и что же: в конце жизни - на свалку?
Он шел медленно, останавливался, отдыхал, потом опять шел. Наконец осталось перейти железнодорожный переезд, и он увидит свое озеро. Сердце даже встрепенулось. Но что это? Железобетонная стена преградила дорогу.
-Что тут понастроили? - Иван Петрович пошел вдоль стены, а она все тянулась и тянулась. - Да кончится когда- нибудь это, или нет?! Наконец показались железные ворота: - Сейчас узнаю, в чем дело. Ворота были закрыты. С громким лаем подбежали две огромные овчарки. Они оскалилась, и исступленно начали кидаться на железные прутья. Иван Петрович онемел. Ноги как будто приросли, он не мог пошевелиться. - Место!- раздался мужской голос, и здоровый парень подошел к воротам. Овчарки отбежали. - Дед, что надо?
-Так я на родник за водой,- произнес Иван Петрович, не слыша своего голоса. Парень многозначительно показал пальцем наверх:
-Читать надо! Старик поднял голову. На вывеске большими буквами было написано: "Частное владение"
-Понял?
-А как же озеро? Его-то хоть увидеть можно?
-Ты что неграмотный? Частная собственность, не понимаешь что ли? Давай отсюда, а то собак спущу.
Иван Петрович и вправду не понимал. Любимое озеро с прекрасными песчаными пляжами, где спасались от жары все горожане… И что же теперь?
Где детишки будут купаться?
Совсем расстроенный, старик пошел обратно. Ему казалось, что он слышит стон озера:
"Спасите меня, спасите!" Боль в груди все росла. Иван Петрович стал оглядываться, куда бы присесть. Он раньше никогда не был в этом районе, видимо, свернул совсем не туда.
Здесь стояли двухэтажные и трехэтажные коттеджи, обнесенные высокими заборами. Идти становилось невозможно.
Он прислонился к железной изгороди и увидел фонтан в доме напротив и приоткрытую калитку.
Во дворе вокруг маленького фонтана стояла полукруглая скамейка. Иван Петрович присел и стал шарить в карманах.- Неужели забыл лекарство?- Потом вспомнил, что оно кончилось позавчера.
- Ничего сейчас посижу, отдышусь.
От фонтана долетали маленькие брызги, и старику стало легче. Вдруг тишину прорвал пронзительный женский крик:
- Настя! Я кому тысячу раз говорю: закрывай калитку! Гони к черту этого бомжа. Уселся тут, понимаете, отдыхает. Это не городской сад!
- Я сейчас, Эльвира Александровна! - выбежала испуганная девочка лет пятнадцати, - Дедушка, нельзя тут, хозяйка сердится. Пойдем я тебя провожу.
-Да, да, частная собственность, я сейчас, - Иван Петрович резко поднялся. Вдруг все, что его окружало, стало темнеть, теряя цвета, а потом наступила темнота, и он рухнул на землю.
-Звони скорей в "скорую". Этого нам только не хватало!
Машина скорой помощи с сиреной мчалась по шоссе мимо щитов с призывами : «Сократим число бедных», «Победим бедность в России» Старик и не знал, что страна успешно борется с бедностью.
В свою квартиру Иван Петрович больше не вернулся. Он вообще никуда не вернулся, а в квартире его уже через месяц шел евроремонт.