Мы видим сшибку двух стратегий, разнородных, но единовременных. Стратегия Байдена по возвращению и укреплению лидерства США в Европе провисла б, не брось ей Путин навстречу стратегию угрозы войной в Украине. Ценой этого стал стратегический диалог с Россией.
Бесконечны обсуждения и споры, проявляется ли в этом сила России или слабость. Перед нами стратегия применения слабости в модусе силы. Отчаянная оборона слабых переходит в экзальтированную атаку. Сила через слабость.
Это не политическая, а стратегическая игра. Требование обсуждать невозможное играет роль. Мнимо рутинная ситуация абсурдизируется. Прежний порядок вывернут наизнанку. Аргумент «так не бывает», «так не делают» потерял вес. Обсуждение немыслимого заставляет мыслить, а это уже результат. Мнимы ли угрозы России? Неясно. Но обсуждение якобы немыслимого - разметка поля угроз.
Российский ультиматум — это дзенский трюк. Он раскрывает угрозу там, где её не было, тогда как он сам и есть угроза. Плохая дипломатия, сильная стратегия. Она зондирует ближайшее будущее.
Но трюки Москвы перестали быть безответны. Байден ведет против Москвы жестокую войну нервов. Как и в московской игре, главное тут не материальные действия, а угрозы неопределённо возможным.
Агонистическая дипломатия Байдена гиперболизирует кремлевскую угрозу беспричинной войны в Европе и выдвигает свою модель войны – глобальный режим эскалации санкций. Речь о замене неприменимого оружия массового поражения.
Санкции без конца и без остановки , непрерывно калибруемые так, чтобы извлечь из их применения максимум боли. Эскалируемые санкции это долгосрочное оружие массового поражения. Разрушительный потенциал таких вечных санкций накапливается, порождая эффект подобно радиоактивному стронцию.
Когда Байден говорит о «высокой цене» американских санкций для России, он говорит о бессрочных санкциях нацеленных на разрушение государственности РФ Здесь та же угроза войной, но иного рода. И она так же материальна, как путинская.
Мобилизация боевых сил может быть разметкой пространства переговоров, как поля боя.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ