Воспитание детей – постоянная сверхсложная задача. Некоторые родители беспокоятся, что можно все испортить, и не передать детям нужные в жизни навыки и хорошие ценности.
Но родителям нужно знать о неправильных подходах, которым многие неосознанно учат своих детей.
№ 1 Совершить ошибку — значит в наказание лишиться чего-то ценного
Макс ухитрился снять с роутера поставленную родителями блокировку, и те застукали его в интернете.
За это мальчик был наказан. Последовала двухчасовая нотация, которую родители, будучи преподавателями в высшей школе, провели на одном дыхании. Затем, считая, что сын недостаточно раскаялся, отец на две недели отобрал у него смартфон и унес на работу.
Думаете, паренек прекратил такое поведение? Нет, родители продолжали жаловаться, что Макс стал более хитрым, что он умеет ломать пароли и снимать блокировки. И даже сумел влезть в закрытый родительский чат их класса, где учителя рассказывали про детей.
Наказание не должно зависеть от настроения родителя
У родителей есть две основные реакции на поведение ребенка. Подкрепление, которое повысит вероятность того, что ребенок сделает это снова. И наказание, которое будет препятствовать такому поведению.
Эти реакции можно разбить на четыре подкатегории
Положительное подкрепление означает предоставление ребенку того, чего он хочет, например, мороженое.
Отрицательное подкрепление заключается в том, чтобы убрать что-то, что не нравится ребенку. Например, поменять штаны, если он упал в лужу и громко рыдает, так как ему не нравится быть в мокром.
Положительное наказание означает добавление чего-то, что ребенок не любит, например, дополнительные обязанности по дому.
Негативное наказание — убрать что-то, что ребенок любит, например, смартфон или видеоигры.
Как правило, к последнему варианту родители обращаются чаще всего, когда их ребенок делает что-то, что им не нравится. Это легко - лишить их мультиков перед сном. Или видеоигр и времени, проведенного с друзьями, в ответ на плохую оценку в школе.
Но являются ли наши классические наказания, подобные этим, продуктивным методом для предотвращения плохого поведения?
Хм, не совсем. Психологи десятилетиями твердили нам, что лишение ребенка чего-то не является эффективным видом наказания. Это одна из самых опасных черт токсичного родителя, который произвольно судит и карает своих детей, хотя правила игры не всегда ясны. Суровость такого наказания часто зависит от настроения родителя.
А конфискация того, что любит ваш ребенок, учит его, что имеющий власть может делать все, что захочет.
Чему вы должны учить вместо этого?
Непреднамеренные ошибки не нужно наказывать. Если ваш ребенок получил плохую оценку или провалил тест, это может означать, что ему просто нужна помощь с трудным предметом. Помогите ему с домашним заданием или наймите репетитора. Обратите внимание на поведение ребенка и посмотрите, вдруг это крик о помощи?
Если поступок вашего ребенка действительно нуждается в наказании, подумайте о более позитивном виде, например, дайте ему дополнительную работу по дому.
Возможно, что все время, пока он занимается этой работой, он будет думать, как глупо было делать то, что он сделал. И решат больше так не поступать.
№ 2. Стучать нехорошо
В детстве я, послушная и правильная девочка, пыталась жаловаться отцу на младшего братца. Брат как раз в тот период испытывал умения, полученные в мальчишеской дворовой компании, и постоянно дразнил меня.
Но папа с удовольствием произносил:
- Доносчику – первый кнут!
Брат при этом смеялся и показывал язык.
А мне было очень обидно, ведь я не дразнила его в ответ, а интуитивно искала правильную возможность прекратить этот микробуллинг.
Вся нелепость ситуации заключалась в том, что эта пословица, как и аналогичная «Ябедника на том свете за язык вешают» в старину относилась к известным клеветникам. Их били батогами, допытываясь, есть правда ли в их доносе.
А я просто-напросто не знала, как заставить братишку перестать обзываться и дразниться.
Это не учит самому решать свои проблемы
Когда дети жалуются своим родителям на то, что их обидел другой ребенок, родители часто отвечают, что никто не любит сплетни и доносы.
Взрослые считают, что урок здесь состоит в том, чтобы ребенок не был стукачом. И многие родители думают, что это хорошее правило, и что они учат ребенка самому решать свои проблемы.
Конечно, это замечательно - поощрять детей решать свои собственные проблемы. Но в данном случае дело обстоит не так. Психологи заметили, что если дети считают, что жаловаться на других плохо, у них появляется тенденция избегать разговоров о реальных проблемах в школе, даже если над ребенком издеваются. Или, что еще хуже, ребенок может не говорить о том, что подвергся насилию со стороны взрослого. Он будет бояться, что его заклеймят как стукача.
К тому же ребенок привыкнет хранить от вас секреты. А также, вероятно, в будущем станет делать то же самое со своими детьми..
Чему вы должны учить вместо этого?
Родители должны учить своих детей открыто говорить о несправедливых или сложных ситуациях. И быть терпеливыми, если некоторые из историй, которые они рассказывают, не кажутся чем-то значительным в глазах взрослого.
Ребенок не всегда может сказать, когда ему нужна помощь. Поэтому вы должны доброжелательно обсуждать с ним такие ситуации, чтобы выяснить, когда ваш ребенок может решить проблему сам, а когда ему нужна ваша помощь.
#ребенок #родители и дети #отношения с детьми #отношения в семье #помощь детям