но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают. (Рим., 15:21)
#ушедшеевремя
Признаюсь, на аватарке моего проекта стоит весьма пафосное фото - я будто проводник из мира нынешнего в мир прошлый: держу в руке старое изображение несуществующего дома и рукою указываю на место его расположения. Будьте снисходительны за тот элемент моего тщеславия.
Каждый художник мнит себя гением, но не всяк им является, а равно и обретает признание. И тут вступает в силу принцип Германа Гессе : творец(каким бы талантливым или бездарным он не был) творит ради творения и только, потому как не может иначе - сие есть его личная степень внутреннего терзания и самореализации. Потому признание творчества - факт для творца важный, но творение ради признания - невозможный.
Периодически в канале я буду ворошить прошлое своего архива инсты @agasfer1920 и начну, пожалуй, именно с этого самого фото, где у меня в руках(на распечатанном листе) изображение второго дома усадьбы Бурсака.
История дома доподлинно не известна, хотя часть этой тайны раскрыта кубанскими краеведами.
Предположительно первый дом был построен в самом конце XVIII века. Сама же усадьба атамана Фёдора Яковлевича Бурсака занимала целый квартал по Бурсаковской(ныне Красноармейской от Пушкина до Советской), где располагались 2 дома, флигели, конюшни и пр. Первый дом (известный ныне как "дом - музей атамана Черноморского казачьего войска Ф. Я. Бурсака") был разобран в конце 1980-ых годов и сразу же воссоздан новый, на том же месте, который вы и можете наблюдать сейчас.
Остальным строениям усадьбы повезло куда меньше. Краснодару они, как и многие другие исторические здания, оказались не нужны.
Была такая радость на душе, будто попал он волею своего краснощекого дядьки в далекий сказочный край, где у заборов дети рвут ягоды, в лавочках с железными болтами тетеньки продают конфекты, на дубах у Бурсака сушится трехметровая рыба и в длинной хате под зеленой крышей курит люльку сам наказный атаман! ("Наш маленький Париж". В.И. Лихоносов.)
#архив_agasfer 22 марта 2020г.
Благодаря сайту myekaterinodar.ru нынче можно восстановить картины прошлого и, порою, даже установить имена жителей екатеринодарских домов.
Думается, многие видели "дом - музей Бурсака" в начале улицы Красноармейской, но не все знают, шо был ещё и большой усадебный дом, с прекрасным резным крыльцом, который располагался в глубине большого владения знаменитейшей Кубанской четы.
Минули годы и улица Бурсаковская(названная в честь того самого атаманского дома и его хозяина) переименована, дом снесен и перестроен заново, а на месте усадьбы и второго дома возвышается поликлиника и следственный комитет.
И нет больше возможности прикоснуться к дому рукой(где летом 1888 года гостил выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин), на миг ощутив свою сопричастность с прошлым. Или же, войти в этот усадебный дом и, открывая дверь за дверью, проникая в каждую из комнат, понять, почувствовать в какой из них Елизавета Фёдоровна Бурсак пила чай с Ольгой Михайловной Врангель, пока муж последней командовал казаками, бившими "в хвост и гриву" большевистскую конницу на Кавказе.
Я не знаю о чем за чаем беседовали Елизавета Александровна и Ольга Михайловна (последняя, не имея в Екатеринодаре своего угла, была заботливо принята в дом знаменитой кубанской четы), но точно знаю одно - обе из них прославились делами своего милосердия. Елизавета Бурсак в Екатеринодаре занималась, как и положено ее статусу, благотворительностью: на пожертвованные ею деньги была выстроена детская больница, здание которой до сих пор используется. А Ольга Врангель, после гибели мужа на чужбине, организовала несколько госпиталей и до конца жизни собирала для них деньги, став ангелом-хранителем для всех русских эмигрантов.
P. S. Сегодня(22 марта 2020г) 100 как Пётр Николаевич Врангель стал последним главнокомандующим Русской армией и её последним духовным вождем, на Родине и на чужбине.
#Екатеринодаръ #БелоеДело #Репин #Врангель #крд #Кубань #историяКубани #agasfer