Найти в Дзене
Мосфильм. Золотая Коллекция

Леонид Куравлев: 10 знаковых ролей любимого артиста в советском кино

Оглавление

Леонид Куравлев не скрывал – пошел в артисты, потому что в школе с точным науками было плоховато. Подал документы во ВГИК, но поступил только со второго раза. После первой неудачи подбодрил один из экзаменаторов, который что-то разглядел в пареньке и посоветовал прийти на следующий год. Поначалу первокурсник чувствовал себя неуверенно и ужасно боялся своего педагога – Бориса Владимировича Бибикова. Куравлева даже хотели отчислить, но дали шанс. С этого момента юноша серьезно взялся за учебу, хотел доказать, что у него есть способности к профессии.

Первая роль Куравлева в кино – сапер Морозов в дипломном фильме режиссеров Андрея Тарковского и Александра Гордона "Сегодня увольнения не будет"(1958). Удачный дебют стал началом яркой карьеры замечательного актера. Предлагаем вспомнить 10 картин, занимающих важное место в его фильмографии.

Мичман Панин (1960)

Кадр из кинофильма "Мичман Панин", 1960 г., режиссер Михаил Швейцер, сценаристы Семен Лунгин, Илья Нусинов, композитор Вениамин Баснер (скриншот)
Кадр из кинофильма "Мичман Панин", 1960 г., режиссер Михаил Швейцер, сценаристы Семен Лунгин, Илья Нусинов, композитор Вениамин Баснер (скриншот)

Леонид Куравлев считал себя непоющим артистом. Однако этот "профессиональный недостаток" подарил ему замечательную роль в начале карьеры. На четвертом курсе актер сдавал экзамен по пению, на который пришла режиссер Софья Милькина – супруга и помощница Михаила Швейцера. Она подыскивала артистов для съемок в революционном фильме "Мичман Панин" (1960). Увидев Куравлева, эмоционально и старательно исполняющего романс, сразу пригласила его на роль матроса Камушкина с его "Боже царя храни!". "Я-то пел совершенно всерьез, а зрители смеялись: вот какой эффект дает насилие актера над своей природой", – рассказывал Леонид Вячеславович.

Живет такой парень (1964)

Кадр из кинофильма "Живет такой парень", 1964 г., режиссер и сценарист Василий Шукшин, композитор  Павел Чекалов (скриншот)
Кадр из кинофильма "Живет такой парень", 1964 г., режиссер и сценарист Василий Шукшин, композитор Павел Чекалов (скриншот)

Благодаря "Мичману Панину" Леонид Куравлев стал актером Василия Шукшина. Помощница режиссера сказала Василию Макаровичу, что появился интересный артист, выпускник ВГИКа. "А, наш. Пригласите его, я на него посмотрю", – сказал режиссер, после чего позвал начинающего актера в свою дипломную короткометражку "Из Лебяжьего сообщают" (1960). "Это начало моей дружбы с Шукшиным. ...Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать: "Шукшин мой друг!" – признавался артист.

Роль Пашки Колокольникова в сценарии "Живет такой парень" Шукшин писал уже под Куравлева. Однако худсовет во главе с Сергеем Герасимовым не хотел его утверждать. Режиссер отстоял друга, за что Леонид Вячеславович был безмерно ему благодарен. "Живет такой парень" – росточек такой зелененький, который пробился сквозь асфальт…" – говорил исполнитель о своей любимой роли.

Вий (1967)

Кадр из кинофильма "Вий", 1967 г., режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачев сценаристы Константин Ершов, Георгий Кропачев, Александр Птушко, композитор Карэн Хачатурян (скриншот)
Кадр из кинофильма "Вий", 1967 г., режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачев сценаристы Константин Ершов, Георгий Кропачев, Александр Птушко, композитор Карэн Хачатурян (скриншот)

"По Гоголю играть не очень сложно, потому что он уже многое за тебя сделал. Ну и еще аура мистическая там существует, которая мне как актеру много помогла", – утверждал Леонид Куравлев, сыгравший Хому Брута. Мистикой Куравлев считал и то, что оказался в нужном месте, когда исполнительница роли панночки Наталья Варлей упала с высоты во время трюка. Актер вспоминал, что ему оставалось только протянуть руки и поймать актрису.

Золотой теленок (1968)

Кадр из кинофильма "Золотой теленок", 1968 г., режиссер и сценарист Михаил Швейцер, композитор Георгий Фиртич (скриншот)
Кадр из кинофильма "Золотой теленок", 1968 г., режиссер и сценарист Михаил Швейцер, композитор Георгий Фиртич (скриншот)

Режиссер Михаил Швейцер уже хорошо знал Куравлева, когда позвал его на роль Шуры Балаганова, – ранее артист снялся у него в "Мичмане Панине" и драме "Время, вперед!". "Я там чувствовал себя как рыба в воде. Видимо, я уловил суть Балаганова. Когда однажды я спросил Швейцера, а кого играть, он сказал: "А играй дворняжку". ...Вот кто такой Балаганов", – рассказывал Леонид Вячеславович. После он еще не раз появился в экранизациях, снятых Михаилом Швейцером ("Маленькие трагедии", "Карусель", "Смешные люди").

Афоня (1975)

Кадр из кинофильма "Афоня", 1975 г., режиссер Георгий Данелия, сценарист Александр Бородянский, композитор Моисей Вайнберг (скриншот)
Кадр из кинофильма "Афоня", 1975 г., режиссер Георгий Данелия, сценарист Александр Бородянский, композитор Моисей Вайнберг (скриншот)

Леонид Вячеславович говорил: "У меня 250 ролей в кино, а зритель помнит Афоню. Иду по улице, кричат в спину – "Афоня, дай рубль", иногда даже раздражает, этот Афоня. Мерзавец ведь, а любят". Режиссер Георгий Данелия рассказывал, что на роль сантехника Афони было немало претендентов, включая Даниэля Ольбрыхского и Владимира Высоцкого. Однажды он понял, что у всех герой получается злым и несимпатичным. "Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели. Думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на "Мосфильм" пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей", – писал Данелия в книге "Тостуемый пьет до дна".

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1972)

Кадр из кинофильма "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", 1972 г., режиссер Станислав Говорухин, сценарист Феликс Миронер, композиторы Андрей Геворгян, Евгений Геворгян (скриншот)
Кадр из кинофильма "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", 1972 г., режиссер Станислав Говорухин, сценарист Феликс Миронер, композиторы Андрей Геворгян, Евгений Геворгян (скриншот)

Из-за роли Робинзона Крузо актер чуть было не потерял друга. Когда Станислав Говорухин предложил Куравлеву эту роль, он не поверил: "Какой Робинзон Крузо? Только Колокольников! Только Балаганов Шура!" В то же время Василий Шукшин начал работу над фильмом "Печки-лавочки" и видел Леонида в качестве главного героя. "Я задумался и пришел к выводу, что надо играть разные роли, звать на помощь перевоплощение. И решил, что не буду сниматься в "Печках-лавочках". Но моя ошибка была в том, что я не позвонил Шукшину", – рассказывал артист. Очередная встреча друзей оказалась, мягко говоря, холодной. Но Куравлев сумел убедить Василия Макаровича, что лучше его самого в "Печках-лавочках" никто не сыграет. В итоге и фильм получился, и дружба сохранилась.

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Кадр из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)
Кадр из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Время съемок комедии "Иван Васильевич меняет профессию" актер называл "светлым периодом". В роли Жоржа Милославского он много импровизировал, а Леонид Гайдай поощрял подобное "свободомыслие". В итоге в картину вошло несколько куравлевских придумок. К примеру, пачка сигарет "Мальборо" в руках Милославского – отсылка к самому режиссеру, предпочитавшему эту марку. Фраза "Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если они у вас, конечно, есть!" тоже появилась в качестве импровизации исполнителя.

Место встречи изменить нельзя (1979)

Кадр из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", 1979 г., режиссер Станислав Говорухин, сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер, композитор Евгений Геворгян (скриншот)
Кадр из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", 1979 г., режиссер Станислав Говорухин, сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер, композитор Евгений Геворгян (скриншот)

Артист дважды встретился с Владимиром Высоцким на съемочной площадке – в картинах "Маленькие трагедии" и "Место встречи изменить нельзя". "Если актер, как Высоцкий – очень талантливый, гениальный, то он задает тебе планку общения, приглашает быть таким же талантливым, как он", – считал Куравлев. По сюжету его герой, вор Копченый, играет в бильярд с Глебом Жегловым. Проблема была в том, что оба артиста не владели этим искусством в достаточной степени. Поэтому шары в лузу за них загонял мастер спорта СССР Владимир Иванов.

Мы, нижеподписавшиеся (1980)

Кадр из кинофильма "Мы, нижеподписавшиеся", 1980 г., режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Александр Гельман, композитор Микаэл Таривердиев (скриншот)
Кадр из кинофильма "Мы, нижеподписавшиеся", 1980 г., режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Александр Гельман, композитор Микаэл Таривердиев (скриншот)

Когда Татьяна Лиознова заинтересовалась социальной драмой Александра Гельмана, в роли Шиндина, отстаивающего интересы производства и своего честного начальника, она увидела Куравлева. Режиссер уже работала с ним в сериале "Семнадцать мгновений весны" (1973). Причем, пробовала его на Адольфа Гитлера. Однако артист, по его словам, не горел желанием играть "Антихриста". В итоге ему досталась роль гестаповца Курта Айсмана. Чтобы этот образ получился более жестким, придумали черную повязку на глаз. А вот в картине "Мы, нижеподписавшиеся" доброта, светившаяся в глазах Куравлева, была стопроцентным попаданием в характер героя.

Ищите женщину (1982)

Кадр из кинофильма "Ищите женщину", 1982 г., режиссер Алла Сурикова, сценарист Светлана Володина, композитор Виктор Лебедев (скриншот)
Кадр из кинофильма "Ищите женщину", 1982 г., режиссер Алла Сурикова, сценарист Светлана Володина, композитор Виктор Лебедев (скриншот)

В роли инспектора Грандэна режиссер Алла Сурикова представляла Михаила Ульянова, но он был занят. Тогда на рассмотрение худсовета выдвинули две кандидатуры – Леонида Куравлева и Армена Джигарханяна. Большинство склонялось к последнему. Леонид Вячеславович, рассказывал: "И вдруг кто-то ну очень авторитетный из комиссии обращается к коллегам: "А знаете, ведь Джигарханян как раз не подходит на эту роль. Он ведь настоящий супермен и уже на двадцатой минуте сюжета обязан понять, кто убийца. Так что берите Куравлева, он все две серии будет думать-гадать". Для актера роль инспектора стала еще одной возможностью выйти за пределы амплуа "простого парня". Помогло, что его партнершей оказалась Софико Чиаурели – они вместе учились во ВГИКе у Бибикова и быстро нашли общий язык.

Леонид Куравлев. Фото: tvcenter.ru
Леонид Куравлев. Фото: tvcenter.ru

"Есть такое понятие – усталость металла. Вот я, как металл – устал уже от этого всего за 250 картин", – как-то сказал Куравлев, объясняя свое отсутствие на экране в последние несколько лет. Но представить, чтобы зрители устали от артиста, – просто невозможно. Тем более сейчас, когда Леонида Вячеславовича не стало. Нам всегда будет его не хватать. Светлая память...

Друзья, в память о Леониде Куравлеве телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" покажет самые интересные и яркие работы актера. 1 февраля весь день в эфире телеканала фильмы: "Дамы приглашают кавалеров", "Самая обаятельная и привлекательная", "Не было печали", "Берегите мужчин!", "Живите в радости", "Ты - мне, я - тебе", "Вий", "Ищите женщину", "Афоня", "Иван Васильевич меняет профессию", "Опасно для жизни", "Не может быть!", "Раз на раз не приходится", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо".

#актер #советское кино #советские актеры #актеры и роли #леонид куравлев