Найти тему
О Москве нескучно

История самого загруженного трамвая Москвы

Оглавление

Сколько людей ежедневно пользуются этим трамваем? В каком году этот номер появился в Москве в первые? По какой причине маршрут в советское время решили продлевать в Медведково? Для чего трамвайные пути сделали обособленными от проезжей части? А также - почему уже после распада СССР маршрут этого трамвая изменился? И правда ли, что в 1990-х его могли закрыть? Об этом и не только расскажу сегодня.

Бесперебойное сообщение

Трамвайный маршрут №17 является самым загруженным в столице. Ещё семь лет назад им ежедневно пользовались более 65 тысяч пассажиров. С каждым годом цифра становится больше. Всё дело в том, что это единственная возможность быстро доехать в те части Бабушкинского района, Южного и Северного Медведкова, которые находятся далеко от метро.

Схема трамвайного маршрута №17, Яндекс.Карты.
Схема трамвайного маршрута №17, Яндекс.Карты.

Также на трамвае удобно добираться от станции "ВДНХ" до жилых домов на проспекте Мира, которые находятся уже в районе Ростокино. Трамвайные рельсы обособлены от автомобильного движения (находятся сбоку) практически на всей трассе маршрута, поэтому здесь вы не угодите в пробку. Но существуют и минусы. Тут всегда много желающих использовать трамвай в час пик.

Трамвай №17 модели "Витязь-М" на Продольном проезде около ВДНХ, 2020. Фото отсюда: https://transphoto.org
Трамвай №17 модели "Витязь-М" на Продольном проезде около ВДНХ, 2020. Фото отсюда: https://transphoto.org

Ещё не так давно по 17 маршруту катались не длинные новые "Витязи", как сейчас, а обычные короткие вагоны. В них попасть намного было сложнее. Поэтому в 2017 году первые модели "Витязь-М" в качестве эксперимента вышли именно на этот маршрут и довольно быстро заменили старые вагоны. Кроме того, в 2021-м сделали ремонт путей. Это позволило уменьшить интервалы между трамваями.

Первые шаги маршрута

#История маршрута №17 началась в 1911 году. Правда трасса следования у него была тогда совершенно другой. Он ходил от Рижского вокзала до Новодевичьего монастыря через самый центр Москвы. Интересно, что это был один из самых стабильных маршрутов тех времён. Что являлось редкостью. В дореволюционные годы и даже позже трассы меняли часто.

Трамвай №17 на улице Сретенка сразу за Сухаревой башней. И хотя фотография 1926-1930 годов, этот маршрут ходил здесь с 1911 года. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №17 на улице Сретенка сразу за Сухаревой башней. И хотя фотография 1926-1930 годов, этот маршрут ходил здесь с 1911 года. С сайта www.pastvu.com.

В 1923 году открылась первая для советской Москвы трамвайная линия. Она заканчивалась у Останкинского пруда, где сейчас расположено кольцо. Но далее рельсы пролегали не вдоль улицы Академика Королёва, как в наше время, а по 1-й Останкинской улице. Сначала оттуда ходил 19-й трамвай до окрестностей Даниловского рынка. Потом его заменил маршрут №9. Он в течении 12 лет следовал до Лубянки, Сухаревской, Курского вокзала и Покровских ворот. Его трасса постоянно менялась, пока в 1935 маршрут не отменили.

Открытие трамвайного маршрута в Останкине, 1923. С сайта www.pastvu.com.
Открытие трамвайного маршрута в Останкине, 1923. С сайта www.pastvu.com.

В начале 1930-х появился новый участок путей до Сельскохозяйственной улицы. Там же расположили трамвайное депо имени Баумана, которое работает и сегодня. В те края снова начал ходить 19 маршрут. Таким образом, тогда частично сформировалась трасса современного 17-го трамвая: Останкино - Ростокино.

Трамвайное депо имени Баумана в 1953 году. Трамвай №17 тогда следовал по маршруту Останкино - Трубная площадь. Фото с сайта www.pastvu.com.
Трамвайное депо имени Баумана в 1953 году. Трамвай №17 тогда следовал по маршруту Останкино - Трубная площадь. Фото с сайта www.pastvu.com.

От ВДНХ в Медведково меньше, чем за полчаса

Продлить маршрут решили в середине 1960-х. #Москва в начале десятилетия стала намного больше. В черту города вошли все территории, окружённые МКАД. Метро на северо-востоке пока не было, поэтому столичные власти подумали, что развитие трамвая на окраинах идея неплохая. Строительство новой трассы начали в январе 1965 года. Работы поделили на три этапа. Первым открыли участок от Сельскохозяйственной до Уржумской улицы. В память об этом там до сих пор сохранилось разворотное кольцо. Трамваи начали ходить здесь уже в ноябре 1965 года.

Проложенные трамвайные пути на проспекте Мира в Ростокине. Вид в сторону ВДНХ, 1966. С сайта www.pastvu.com.
Проложенные трамвайные пути на проспекте Мира в Ростокине. Вид в сторону ВДНХ, 1966. С сайта www.pastvu.com.

Потом строители завершили отрезок до современной станции метро "Бабушкинская", а затем проложили трамвайные пути до разворотного кольца на пересечении Полярной и Широкой улиц. И только после этого, то есть в сентябре 1966 года, #трамвай №17 был запущен практически по тому маршруту, который сохранился до наших дней. Сначала на линии использовали вагоны модели М-38, а через несколько лет их заменили на чешские "Татры" К-2. Общая протяжённость трассы составила 11 км. Преодолевал это расстояние трамвай всего за 28 минут.

Именно поэтому расположение трамвайной линии запроектировали обособленно, а не по центру дороги. Это позволяло значительно сократить время поездки. Однако, чтобы проложить рельсы, пришлось кое-чем пожертвовать. Речь о соединительной ветке железной дороги (Бескудниковской). Она бы пересекала трамвайные пути на одном уровне. Поэтому её просто укоротили. Отныне железная дорога потеряла связь со станцией "Лосиноостровская" Ярославского направления.

Станция "Дзержинская" Бескудниковской соединительной ветки железной дороги ещё до строительства трамвайной линии. Сейчас здесь находится Берингов проезд. Фото 1962 года Н.И. Мамыкова. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Дзержинская" Бескудниковской соединительной ветки железной дороги ещё до строительства трамвайной линии. Сейчас здесь находится Берингов проезд. Фото 1962 года Н.И. Мамыкова. С сайта www.pastvu.com.

Сначала убрали, затем подумали

На протяжении советского времени 17-й трамвай ходил по маршруту "ВДНХ (южная) - Медведково". То есть его трасса пролегала не вдоль монорельса, как сегодня, а по самому проспекту Мира. Далее вагоны сворачивали в Останкинский проезд, где через пару сотен метров находилось разворотное кольцо. Примерно в начале 1-й Останкинской улицы. По ней, кстати, трамваи перестали ходить в 1954 году. Тогда рельсы перенесли на 3-ю Останкинскую улицу (ныне не существует).

17-й трамвай на разворотном кольце около южного входа на ВДНХ, 1973. С сайта www.pastvu.com.
17-й трамвай на разворотном кольце около южного входа на ВДНХ, 1973. С сайта www.pastvu.com.

В середине 1980-х линию передвинули ещё ближе к улице Академика Королёва. Но вплоть до 1997 года этот участок не использовался 17-м трамваем. Когда с проспекта Мира демонтировали рельсы, то возникла проблема. Городские власти не совсем понимали, что делать с некоторыми трамвайными маршрутами. Поэтому на какое-то время 17-й просто отменили. Кольцо около южного входа на ВДНХ также убрали. На его месте позже возвели торговый центр.

Трамвай №17 у станции метро "ВДНХ". Вид в сторону улицы Бориса Галушкина, 1986. С сайта www.pastvu.com. Здесь вы видите рельсы прямо на проспекте Мира.
Трамвай №17 у станции метро "ВДНХ". Вид в сторону улицы Бориса Галушкина, 1986. С сайта www.pastvu.com. Здесь вы видите рельсы прямо на проспекте Мира.

К счастью, в том же году маршрут вернулся на столичные улицы. Только теперь он ходил не до южного входа ВДНХ, а подъезжал к Останкинскому пруду через Продольный проезд, на который перенесли рельсы с проспекта Мира. Так возникла современная трасса следования маршрута, которая сохранилась и в наше время. А на месте старого разворотного кольца построили торговый центр.

Недолго на маршруте №17 ходили такие вагоны, сделанные в Луганске. Возможно то, что завод специализировался на сборке тепловозов, отразилось в дизайне трамвая. Фото 1999 года на ул. Академика Королёва. С сайта www.pastvu.com.
Недолго на маршруте №17 ходили такие вагоны, сделанные в Луганске. Возможно то, что завод специализировался на сборке тепловозов, отразилось в дизайне трамвая. Фото 1999 года на ул. Академика Королёва. С сайта www.pastvu.com.

На протяжении последних лет 17-й трамвай становился площадкой для разных экспериментов на общественном транспорте. В 2003 году он был одним из первых, где появились турникеты. Интересно, что здесь же их раньше всего начали убирать, в 2012-м. Видимо, чиновники поняли, что стоять в очереди на вход через переднюю дверь в час пик (это было действительно долго) - такое себе удовольствие. А в 2017 на маршрут вышли первые длинные вагоны "Витязь-М". Попытки запустить похожие модели предпринимались и раньше, но не были удачными. Благодаря новым трамваям поездка в трамвае стала комфортнее. Хотя здесь по-прежнему много людей, но им теперь есть, где разместиться.

Сегодня менять или убирать маршрут №17 не собираются. Поэтому жители сразу нескольких районов северо-востока Москвы имеют возможность быстро добраться до метро или же своего дома. По моему личному мнению, этот маршрут один из самых быстрых и удобных.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!