Как воплотить в кино глубокую идею? Такую, чтоб не отталкивала своей серьезностью, и в то же время проникала в душу? Снять подобный фильм крайне сложно. Зато, если получится, он занимает достойное место среди самых-самых картин.
Думаю, такое место заняла в мировом кинематографе картина «Легенды осени», 1994 г. Эпичная лента содержит в себе много личных драм, из которых и складывается настоящая серьезная история… Про такие фильмы можно, смахнув слезу, сказать: «О настоящей жизни» (хотя не то что ты, еще и твои бабушки с дедушками не родились, когда это происходило).
История отставного вояки в исполнении Энтони Хопкинса, трех его сыновей и одной снохи…
Полковник Ладлоу в свое время на славу повоевал, но разочаровался в политике истребления индейцев. Теперь он на одиноком ранчо в кругу друзей-индейцев и своих сыновей старается дистанцироваться от ужасов войны. Но если война не идет к «Магомету»…
Сильнее остальных защищать родину стремится младший Сэмьюэль. Не очень умное решение, учитывая планы — женитьба на привлекательной мисс Сюзанне. Девушка очаровала всех мужчин в доме — влюбила в себя братьев, да похоже и самого главу семейства.
Нет смысла пересказывать сюжет, он богат событиями и смыслами. Этот фильм получился о войне в разных ее проявлениях: между людьми, войне принципов и чувств. «Слово «цивилизованный» неуместно там, где речь идет о войне», - говорит старший Ладлоу. Одна война забирает у него сына, другая — ссорит с сыном, третья — приводит к трагедии…
Фильм затрагивает слишком много важных аспектов человеческой жизни. Главной нитью через всё киноповествование проходит любовь: отца к сыновьям, братьев друг к другу, братьев к женщине.
Средний вовсе был дурак…
Из трех сыновей выделяется, конечно, средний - Тристан в исполнении Брэда Питта. С детства безбашенный, он, кажется, получил своего рода метку зверя, когда медведь поцарапал парня. Всю жизнь он обуздывал в себе этот звериный нрав, который особенно «распоясался» после смерти брата. Чувство вины, внутреннее буйство, несогласие с обстоятельствами, которые невозможно изменить, гонят его прочь из родного дома и от любимой девушки. Она была невестой брата, какое право он имеет быть счастливым с ней, когда его не стало?
Дикий нрав успокаивается, когда к Тристану приходит спокойное семейное счастье с девчонкой полукровкой. И вот все вроде бы устаканилось, жизнь течет своим чередом, двое деток радуют и старого Ладлоу, и самого Тристана, пока не случается очередная драма. Но Тристан не бежит больше, а очередной отъезд вызван другим мотивом — спокойной тягой к смене мест и дел.
«Каждый воин готов встретить достойную смерть, но Тристану не терпелось», - говорит о нем старый индеец. Тем не менее, умирает Тристан в почтенном возрасте, увидев взросление детей и появление внуков, но умирает-таки от лапы медведя — как будто зверь, стороживший где-то всю жизнь, дождался помеченную ранее душу.
Сюзанна прекрасная
Вторая центральная история — судьба Сюзанны. Воспитанная, умная, энергичная девушка (Джулия Ормонд — та самая, что сыграла в «Сибирском цирюльнике») влюбилась в Тристана с первого взгляда. Смерть жениха позволила ей некоторое время радоваться ответному чувству, но барьер, растущий между нею и Тристаном, победить невозможно. Он уезжает и просит его не дожидаться.
Сюзанна ждет несколько лет, но сдается ухаживаниям старшего Альфреда. Спокойный, целеустремленный молодой человек уехал покорять город, и вот он уже конгрессмен, а она его супруга. Карьера рассорила с отцом, возненавидевшим цивилизацию, как таковую. Сюзанна как будто смирилась, но встреча с семьей Тристана возвращает былые чувства.
Очень понравилось, как играет актриса, какая героиня получилась. Она всегда держится с достоинством, она не упрашивает Тристана остаться, уважая его решение. Единственный раз, наверное, она дает слабину, когда навещает Тристана в тюрьме. Но получив очевидный ответ, по-своему решает окончить свои душевные терзания.
Ну, а Энтони Хопкинкс… Очень трогательного персонажа сыграл, особенно после того, как старика разбил инсульт.
Душевный, сильный фильм — настоящая история, не растянутая на сериал, а органично рассказанная ОТ и ДО.