Читаем с внуком книгу о Фритьофе Нансене. Рановато для него, но коли взялись, уже продолжаем. Дошли до главы, где будущий полярный исследователь работал в лаборатории в Неаполе.
Я и спросила внука, где находится Неаполь. Получила ответ - в Италии. Где Италия - внизу Европы, сапог такой. Дальше в тексте упомянули Везувий. И на этот вопрос внук ответил - вулкан, из-за извержения которого погиб город Помпеи.
Саше - 8 лет, я в его возрасте ничего подобного не знала.
Но сейчас не об этом - с умным видом покивала головой, типа, бабушка - кладезь информации.
Перешли к следующей главе, где речь шла о Гренландии. Прочитали про викинга Эрика Рыжего, который из Исландии доплыл до неведомой цветущей земли, первым и дал ей название. Здесь внук сообщил:
- Ну, да - Green Land, зелёная земля.
Бабушка запнулась. Умный вид сделать не забыла, но в упор не помнила и не связала сейчас название с зелёной землёй.
При этом в школе обожала географию. Если не ошибаюсь, учили предмет с пятого класса. Назубок знала страны, континенты, острова, моря-океаны и т. д. Часто задавали контрольные, где на немых картах требовалось обозначить одно, другое, третье-десятое.
На первой я чуть не схлопотала двойку, потому что справилась за пару минут. Учительница решила, что подглядывала. Продемонстрировала знания при ней на другой карте. В общем, географию знала отлично.
На старости лет, конечно, подзабыла. Смутно помнила, что Гренландия - остров на севере Канады. Вроде, не слишком большой. Чтобы не оплошать перед внуком, на следующий день обратилась к великому Гуглу.
Потому что дальше по тексту Фритьоф Нансен отправился в экспедицию сквозь льды к бывшей зелёной земле. В общем, набрала в поисковике.
И чуть не рухнула со стула. Позор на мою седую голову!
Гренландия оказалась самым большим островом на планете. Мало того - по площади лишь немного уступает Африке. Принадлежит, оказывается, крошечной Дании. В моём представлении - Канаде, разумеется. Хорошо, что не успела ляпнуть, пока читали.
А вокруг плескались абсолютно неведомые моря: Баффина, Норвежское, Гренладское, Лабрадор. В бабушкиной голове там был сплошной Ледовитый океан. А что ещё?
Внимательно карту изучила, информацию прочитала. Когда внук вернулся из школы, встретила "во всеоружии". Пригласила посмотреть вместе. С видом - бабушка мудрая, в компьютере целый день сидит, всё знает. Показала картинку, где Гренландия чуть меньше Африки.
Саша глянул и прокомментировал:
- Бабушка, это со льдами. Сама земля под ними не такая большая.
Бабушка успела сделать вид, что разумеется, именно это и собиралась сказать. И ввернула, что льды покрыли Гренландию в 15-м веке, благо, что заранее прочитала. Уф. Прокатило. Вроде, статус всезнайки не уронила.
Это у внука - глобус и ноутбук перед носом, а у меня - рассказики, где никакой полезной информации. Пока ещё сойду за авторитет, а дальше?
Единственное, что на внучке можно "отыграться", она вообще ничего не знает и знать не хочет. В месяце 60 дней, хи-хи. Какие там Гренландии с Везувием?
Недавно внук добрался до Алиэкспресса. Хотя скорее всего, что и раньше на нём побывал. Углядел какую-то машину из лего в космическую цену. Долго и много вместе с мамой вправляли мозги. В магазинах Саша прекрасно знает, что дорого, а что нет. В интернете - совсем другая картина, и деньги практически виртуальные.
Сейчас разобрались, но случай явно не последний. В интернете ребёнок плавает рыбой в воде, а соблазнов кругом предостаточно.
Плохо, что книги не слишком любит. Вслух читает хорошо и быстро, даже с выражением. Рассказывает, что прочёл. И всё равно интереса особого нет. Я сама, да и мама Саши в этом возрасте (второй класс), книги заглатывали.
Правда, в наше время других развлечений и не существовало. В моём детстве жили вообще без телевизоров, а для дочерей мультики были праздником.
Сейчас внуки ещё говорить не начали, зато умели скачивать на телефоне и планшете всякую всячину.
С одной стороны - плохо, а с другой - Саша всю информацию именно в интернете и находит. И внучка, которая ничего не хочет знать, в гаджетах отыскивает игры, строит миры, рисует. Я, например, не умею.
С гаджетами идёт ежедневная война, которую трудно вести, если бабушка с утра до вечера сидит за компьютером. Приходится искать золотую середину.
Насчёт позора на мою седую голову - подозреваю, что и с Гренландией случай далеко не последний. Не подозреваю - уверена. Не могу я знать всё на свете, в самом деле, а за умную сойти хочется.
Недавно проходили с внуком пробный урок в школе алгоритмики. Я соображала явно медленнее. Саша моментально переключал вкладки, открыл экран преподавателю, рисовал по квадратам, выбирал цвета, раскрашивал, отвечал на вопросы.
После урока оказалось, что у него давным-давно есть эта программа с рисованием, и младшая тоже прекрасно в ней разбирается. Одна я - дуб дубом.
Умнее пока - с книгами. Будем читать. Главное, вовремя сведения в том же интернете подсмотреть, чтобы не опозориться, как с Гренландией.
Полагаю, что "чудных открытий" меня ждёт предостаточно. Впереди - Даниель Дефо, Жюль Верн, Стивенсон, Брет Гарт. В общем -"век живи, бабушка, век учись", школьные знания столетней давности не помогут.