ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
(THE EMERGENCE OF THE OLYMPIC GAMES)
В свете открывающейся Пекинской Олимпиады первым делом вспоминаются спортивные победы и трагедии прошлого, которые и являются подлинным украшением этого спортивного праздника Планеты. Олимпийские Игры – это вообще нечто особенно хорошее: красивое, честное, благородное. И никакие скандалы не способны испортить этот праздник. Однако «ложку дегтя» они добавить могут.
И в этой связи можно вспомнить об истории Олимпийских игр и сопровождавших их громких скандалах.
КРОВАВЫЕ МИФЫ
Если окунутся в историю, то, удивительное дело, окажется, что столь благородное и миролюбивое начинание было замешано на крови, коварстве и расчетливости. Хотя первые греческие Олимпиады давно овеяны романтикой и считается, что они приносили с собой мир на охваченный бесконечными войнами Пелопонесский полуостров, но их истоки лежат в древнегреческих мифах, где кровь лилась рекой. По одним из них основателем Игр был Зевс-громовержец, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, Кроном, сделавшую его властелином мира. И первые состязания по бегу он устроил возле могилы отца, которого сам и отправил в загробный мир.
А первый олимпийский стадион, как гласят мифы, построил сын Зевса, Геракл. У холма с могилой деда, титана Крона, он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням, и объявил, что отныне это беговая дорожка. А рядом с ними возвел нехитрые трибуны для зрителей. На протяжении трех столетий на этой арене проходили Олимпийские игры.
В других мифах говорится, что создателем игр стал не Зевс, а его внук Пелопс. Этот самый Пелопс влюбился в Гипподамию, дочь царя города Писы Эномая и загорелся желанием взять ее в жены. Да вот беда, оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. И тот решил оставить дочь старой девой, чтобы уберечь себя. Он объявил, что мужем Гипподамии станет только тот, кто превзойдет его в гонках на колесницах. Но поскольку у Эномая были самые резвые жеребцы в Греции, то равных ему не было. А расплачивались проигравшие жизнью. Уже тринадцать голов несостоявшихся зятьев, проигравших в скачках, приколотил Эномай к воротам своего дворца. Но Пелопс не испугался. Конечно, на дедушку Зевса он надеялся, но и сам решил не плошать. А потому подкупил возницу Эномаевой колесницы Миртилоса, и тот заменил бронзовые чеки, удерживающие колеса, восковыми. Во время скачки воск расплавился, колеса слетели с осей, и Эномай погиб под копытами коней.
В честь своей победы и в честь богов, которые закрыли глаза на его коварство, Пелопс организовал традиционные спортивные состязания, на которых главным видом были гонки на колесницах.
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ
А среди реальных людей основателем Олимпийских игр называют Ифита, царя Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия. Не имея возможности противостоять сильным и воинственным соседям, он, чтобы уберечь свою страну от захвата и разорения, по совету дельфийского оракула в IX веке до н. э. организовал спортивные состязания, на которые созвал к себе в Олимпию атлетов со всей Греции. Вскоре на Пелопонесском полуострове появилась традиция, раз в четыре года откладывать оружие в сторону и отправляться в Олимпию где в спорте доказывать свое превосходство.
Возрождение Олимпийских игр в ХIХ столетии состоялось благодаря, без преувеличения, выдающемуся человеку, французскому барону Пьеру де Кубертену. И именно благодаря его незаурядной личности современные Олимпиады обрели свои идеалы.
Сначала после окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе с друзьями создал спортивный клуб. Потом стал создателем спортивных союзов для детей. А затем загорелся мечтами об Олимпийских играх, которые должны были объединить людей всего мира и побудить их к миру. На воплощение этой идеи он потратил почти полвека. И когда казалось, что плод его многолетних усилий созрел, Кубертен отправился в Грецию, чтобы согласовать проведение первой возрожденной Олимпиады на родине игр в Олимпии. Но встретил жесткий отпор со стороны греческого правительства. Премьер–министр Карилаос Трикупис открыто заявил ему, что он против игр в Греции которая находится в финансовом кризисе. Что он не желает, чтобы его страну осуждали за то, что она будучи покрыта долгами, пускается в расходы на удовольствия. Но французским барон оказался не только энтузиастом, а еще и искусным дипломатом. Он словно бы заразил всю Грецию своей идеей. В результате Трикупис был отправлен в отставку, а простые греки понесли в олимпийский фонд свои сбережения.
Одна из ярких граней личности Кубертена – его честность. Манера ведения им финансовых вопросов сегодня поражает. Он говорил: «Ни одного сантима дотаций не поступало в наши кассы. Мы сознательно отвергли абсурдный и гнетущий полог административной рутины, бумажной волокиты, бесполезных документов и невыносимого ярма машинописной бюрократии». Олигархи жертвовали деньги на строительство олимпийских объектов именно под залог его репутации. Например, для проведения первой Олимпиады греческий богач из Александрии Георгиос Аверофф дал миллион драхм на реконструкцию лежащего в развалинах легендарного стадиона, который Ликург построил еще в IV веке до н. э.
Конечно, Кубертен был отчасти идеалистом. В своем стихотворении «Ода спорту» он написал: «Спорт! Ты вестник мира. Стоит тебе улыбнуться, стоит пойти по странам упругой радостной походкой, и над землею разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг!» А название одной из глав этого стихотворения - «О, спорт! Ты – мир!» давно стало крылатым выражением. Кстати эмблему из олимпийский колец, олимпийскую клятву и олимпийский огонь придумал Кубертен. А девиз Олимпиад: « Citius, Altius, Fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!») первым произнес священник Анри Дидон на соревнованиях во французском колледже, организованным Кубертеном.
Однако всякое благое дело из-за несовершенства человеческой природы все равно сопровождают проявления людских пороков. И Олимпиады не стали исключением.
Олег Логинов
Следующая статья - https://crimerecords.info/2022/02/02/winter-olympic-games/