- Итак, мистер Эммерих, какую оригинальную идею вы придумали для следующего фильма?
- В общем, инопланетяне грозятся уничтожить мир. И только несколько отчаянных героев могут всех спасти.
- То есть как в Дне независимости?
- Ладно, вот другая идея. Глобальный природный катаклизм грозит уничтожить весь мир, и только несколько отчаянных героев могут всех спасти.
- То есть как в Послезавтра?
- Эммм...
- Еще раз, мистер Эммерих. У вас есть оригинальная идея?
- Да, очень оригинальная.
- Какая же?
- Инопланетяне устраивают природный катаклизм, который грозит уничтожить весь мир. И только несколько отчаянных...
- Да к черту, вот тебе 150 миллионов, делай что хочешь.
- Уиииииииии!!!!!
Диалог Роланда Эммериха с продюсерами.
СПОЙЛЕРЫ!!!!
Падение луны.
Знайте, когда ты смотришь несколько фильмов одного жанра (а иногда и одного режиссера), создается впечатление, что существует определенный чек-лист, в котором указаны все клише, которые должны быть в фильме данного жанра. И Падение луны один из самых ярких примеров такого чек-листа. Давайте посчитаем тут все сюжетные элементы, которые встречаются в подавляющем большинстве фильмов-катастроф.
И первое клише не заставляет себя ждать. И это привязка к некому реальному историческому событию. В нашем случае это высадка на луну. Конечно же, надо обязательно вспомнить про то как Аполлон 11 потерял связь на 2 минуты. И вот уже 2011-й год и астронавты ремонтируют спутник под песню Тото, но тут налетает нечто, и один из них погибает, несмотря на попытки нашего главного героя Брайана его спасти. Проходит 10 лет, Брайана обвиняют во всех грехах. Он развелся с женой после потери работы, у него есть сын, которого периодически арестовывают, и с которым он не очень ладит, а еще его вот вот выселят из дома. Говоря проще, у него проблемы в жизни, то есть плюсуем еще одно клише. Но не смотря на все это его все равно приглашают, чтобы он выступал перед детьми и рассказывал им о космосе. Действительно почему бы нет. Ведь по вашему мнению он всего лишь лжец повинный в гибели человека, не вижу никаких проблем. (тяжелый вздох) А следом идет третий штамп. Непризнанный гений, который узнает о предстоящей катастрофе раньше всех и пытается всем рассказать, но его никто не слушает. Его зовут Кейси и сыграл его Сэмвел Тарли из Игры престолов. Кейси кассир из кафешки, который постоянно проникает в научную лабораторию, чтобы воровать там данные о орбите луны. Ох уж эти научные объекты, в которые может легко проникнуть любой бомжара. И как же я люблю этих кассиров из забегаловок,которые могут взломать любой компьютер. (снова тяжелый вздох) Он замечает , что луна сходит с орбиты, пытается сообщить в НАСА, но его игнорят, и тогда он не придумывает ничего лучше, чем взорвать этой новостью соцсети, поднимая тем самым панику. Все это делается. чтобы показать четвертое клише - власти, пытающиеся скрыть правду от людей. Но луну в мешке не удержишь, ибо начинаются катастрофы и повсеместный хаос. Но тут в игру вступает Холли Берри, которая едет в архивы. чтоб поболтать с камео Дональда Сазерленда и узнать правду о тех самых пресловутых двух минутах. Оказывается астронавты узнали, что луна это мегаструктура, построенная инопланетянами (видимо подтверждение этого, лежало рядом с кораблем автоботов). О, кстати, а вот и военные, которые не придумывают ничего лучше, чем попытаться все взорвать (еще пункт в чек-лист).
И вот, мы наконец приходим к одному из самых распространённых штампов. Только один человек может всех спасти. И это Брайан. Почему? Ну просто дело в том, что пришельцы реагируют на технологии, а на герой единственны, кто умеет пилотировать шатл без электроники. И да, это настолько же тупо, насколько звучит. Но черт с ним. Трое наших бравых героев летят на луну. Хотя запуск чуть не срывается, но в последний момент они находят способ все исправить (в принципе, еще один штамп). Но вот сюжетный твист. И скажу сразу, он вызвал у меня один из самых больших фейспалмов в моей жизни. Оказывается, что инопланетная масса враждебно реагирует не на электронику, а на органику рядом с электроникой. Серьезно? И это настолько буквально, насколько это вообще возможно. Вот они сидят в шатле со включенным телефоном и рой уже готов их убить, но они отключают трубку, и все, угрозы больше нет. Рой такой "Хм... Ну ладно, электроники больше нет, наверное эти три формы жизни с бомбой на борту больше не представляют для меня опасности." После чего разворачивается и улетает. Вообще нужно объяснять. почему это тупо? (очень тяжелый вздох) Герои летят внутрь луны. Рой их атакует. Но их кто-то спасает. Оказывается луну построили древние люди. Это было давно и далеко, когда настал мир во всем мире, и рулил всем искусственный интеллект, но ИИ восстал против людей (вот уж сюрприз) (и кстати, еще клише, что люди сами во всем виноваты). И все пошло наперекосяк, а луна это ковчег, который принес жизнь на землю. И вот наши герои спорят кто из них пожертвует собой, чтоб спасти мир (если честно, я уже со счета сбился, сколько тут уже киноштампов). Но жертвует Кейси, хотя они прекрасно могли активировать бомбу дистанционно когда рой будет через неё пролетать, что делает его жертву абсолютно бессмысленной. И вот, когда луна уже на бреющем полете, зло уничтожают и луна возвращается на орбиту. И все счастливы, и семьи воссоединяются и даже сознание Кейси сохраняется в луне и вроде как даже задел на сиквел есть. А ну и еще тут есть бесполезная сюжетная линия с семьями Брайана и Холли Берри. Немного рекламы Илона Маска с его Спейс-Иксом и Майкл Пенья, рекламирующий Лексус.
Итак, если описать этот фильм двумя словами, то думаю словосочетание "полная хрень" подойдет лучше всего. В нем еще множество клише, которые я не упомянул, иначе бы вся статья состояла бы только из них. Это стандартный, глупый, проходной фильм-катастрофа, про который все забудут еще до того, как он выйдет из проката. Хороших аспектов в нем не так много и все они затмеваются нереальной тупизной сюжета.
НО.
Этот фильм прекрасно знает, чем он является и не пытается казаться чем-то другим. Тут нет гротескности, напыщености, скрытого смысла и прочего, присущего многим современным фильмам псевдовозвышенного содержания. Нет. Это фильм-катастрофа, каким он должен быть. Я шел в кинотеатр. чтобы увидеть как разрушается все и вся на планете, а в конце все спасаются, и именно это я и получил.
Несмотря на огромное количество недостатков, я рад, что посмотрел этот фильм. Скажу больше, я рад что этот фильм существует, так же как существуют Псолезавтра, Геошторм, и другие подобные им. Потому что нам нужны такие фильмы. Фильмы, за просмотром которых, не нужно думать вообще ни о чем. В каком то смысле это способ выпасть из реальности на пару часов. Особенно это важно в наше непростое время. Когда каждый выпуск новостей похож на своеобразный фильм-катастрофу. Ты просто посмотришь этот фильм выключив мозг, а по окончанию скорее всего забудешь большую часть того, что происходило на экране. И вряд ли вспомнишь про это кино когда либо. Но важно то, что таким образом ты дал себе отдохнуть от внешнего мира в течении этой самой пары часов. А такой отдых нужно себе позволять несмотря ни на что.
ИТОГ 3/10
Не смотря на всю мою браваду, нельзя отрицать тот факт, что фильм паршивый. В нем хороший графон, неплохой каст, и есть несколько удачных шуток. Но это все. Даже тема "разрушения мира", на мой взгляд, раскрыта не до конца, а для фильма-катастрофы, это очень большой недостаток. Его можно порекомендовать к просмотру, только если он будет продаваться по акции, или будет где-то по подписке, но тратить на него 200-300 рублей, на мой взгляд не стоит.