Найти тему

Голландский дом

Жанр семейной саги мне не близок. Но я не могу не признать очарования божественного всеведения, которое охватывает читателя в процессе. Возможность пройти с чередой героев через их жизнь, подразумевая что помимо описанного есть еще много того, что осталось вне фокуса, но было и наполняло их жизнь мелкими деталями и большими смыслами – это по-своему завораживающе.

«Голландский дом» Энн Пэтчетт – семейная сага. Не больше, но и не меньше. Разве что заглавным героем выведен дом, что не совсем типично. Впрочем, вряд ли он бы так заиграл без свиты – семьи, которая прожила свои жизни через призму его огромных окон.

Семья Конрой по-толстовски несчастлива по-своему. Что в доме, что без него они строят свою жизнь на сожалениях об утраченном. Уход матери, смерть отца и потеря дома, как извержение вулкана в Помпеях, сковывает навсегда Дэнни и Мейв в тех ролях, в которых их застигло несчастье. Отныне и навеки веков он – младший брат, она – старшая сестра.

Несмотря на сказочный сюжет (сиротки, злая мачеха, чудесный дом, торжество справедливости) роман реалистичен - ни мистики случайных совпадений, ни призраков, только вечные портреты покойных Ванхубейков в гостиной. Наглядная иллюстрация того, как жизнь прошлым закрывает путь к настоящему.

Дача моей мамы находилась через дорогу от ее родного дома, который она строила в детстве вместе с родителями, и который, после смерти бабушки, дед завещал новой жене. В нем не было ничего величественного и прекрасного – утлый домишко, вся ценность которого заключалась в воспоминаниях о прошлом. И почти сорок лет яд этой потери каждое лето отравлял маме жизнь. В отличии от Конроев, дом не стал смыслообразующим стержнем ее жизни, но словно холодная тень на настоящем, всегда оставался на периферии ее внимания.

Печальное и славное чтение. Отметила для себя две фразы, которые особо отозвались.

«Я видел в нем лишь своего отца и, как сын, осуждал его. Ничего с этим теперь не поделать – разве что добавить к списку моих ошибок»

«…детство – это то, чего не пожелаешь другому, особенно тому, кого любишь»