Найти тему

Легенда о "Хризантемах"

Красивый, молодой и талантливый композитор как-то пришел домой поздно вечером чрезвычайно взволнованный. Окрыленный внезапно посетившим его вдохновением, он быстро подошел к столу, зажег большую настольную лампу с зеленым абажуром, присел на краешек стула и положил перед собой чистый нотный лист. Из кармана сюртука, что прямо у сердца, он достал почтовую открытку. С трепетом сердечным пробежал глазами всего две строчки, выведенные кокетливым женским почерком: «Какой Вы интересный! Вы выделяетесь среди всей этой толпы!»

Композитор вдохновенно откинул со лба непослушную прядь волос, и на бумагу ровными рядами легли первые ноты … Это был вальс – легкий, светлый, грустный … Потом появилась стихотворная строчка: «В том саду, где мы с Вами встретились, Ваш любимый куст хризантем расцвел …»

Почтовая открытка 1918 года. В очень плохой сохранности. Но она есть. Помогу прочесть Левый верхний угол: Принес капельдинер, неизвестно, от кого. Правый верхний угол: Ложа 5-я, студенческая. В середине текст: Какой Вы интересный. Вы выделяетесь среди всей этой толпы. Низ открытки: (В оперном театре). 1918 год.
Почтовая открытка 1918 года. В очень плохой сохранности. Но она есть. Помогу прочесть Левый верхний угол: Принес капельдинер, неизвестно, от кого. Правый верхний угол: Ложа 5-я, студенческая. В середине текст: Какой Вы интересный. Вы выделяетесь среди всей этой толпы. Низ открытки: (В оперном театре). 1918 год.

Молодой человек в тот вечер был в опере. В антракте капельдинер принес ему в ложу записку от таинственной незнакомки. Отвечая на вопрос, от кого, капельдинер склонился в вежливом поклоне: «Не могу знать-с!» Композитор переживал этот эпизод весь вечер, вспоминая его вновь и вновь в мельчайших подробностях. Едва дождавшись конца спектакля, он на крыльях вдохновения полетел домой. А вдруг он узнает, кто она, вдруг она объявится! Вероятно, она безумно красива, и тогда он вместе с букетом белых хризантем преподнесет ей свой скромный труд – свой новый романс и скажет, что его он посвятил ей!

Так появились знаменитые «Хризантемы»!

Ноты первого издания. Киев. 1910 год.
Ноты первого издания. Киев. 1910 год.

Красивая легенда!

Волнующая своей неизвестностью, недосказанностью, романтичностью!..

Но … Только легенда! К сожалению …

На самом деле были и молодой, начинающий композитор, и вечер в опере, и почтовая открытка с волнительными строчками, и таинственная незнакомка, и романс, но …

В разное время!

Отцвели хризантемы. Музыка Николая Харито, стихи Василия Шумского. Поет Надир Ширинский, балалайка - Андрей Субботин. Запись 1996 года.

Романс был написан в 1910 году, а таинственная красавица-инкогнито написала свое послание на 8 лет позже. Но уж очень красивая легенда! И она всерьез обсуждалась в прессе через много лет, и очень бы хотелось в нее поверить!

-4

Но все было совсем не так!

«Однажды Николай вернулся откуда-то в приподнятом ностальгическом состоянии. Взяв в руки карандаш и лист бумаги, он на одном дыхании сразу сочинил чарующую и вместе с тем грустную мелодию на свои ранее написанные стихи о любви и разлуке. Это были его «Хризантемы», – вспоминала сестра композитора Надежда Ивановна.

Николай Иванович Харито … Автор самого популярного, самого любимого русского романса, правильно он называется «Отцвели хризантемы».

Бесспорно одно – в тот памятный вечер каждая нота, написанная 23-летним юношей, приближала его к Бессмертию. И он обрел его, когда в конце нотной страницы поставил точку!

Николай Иванович Харито, автор романса "Отцвели хризантемы", студент Киевского университета. 1910-е годы.
Николай Иванович Харито, автор романса "Отцвели хризантемы", студент Киевского университета. 1910-е годы.

Потрясающе! Феноменально! «Хризантемы» – первый композиторский опыт молодого человека, позже он напишет десятки романсов, среди которых есть замечательно красивые произведения, и они будут очень популярны в России, но «Хризантемы» были первыми в его недолгой и трагической биографии, до «Хризантем» он музыки не писал вообще! И, кстати, профессионального музыкального образования у него не было!

Еще, кажется, совсем недавно, в 1970-80-ых годах на торжественных концертах в Колонном зале Дома Союзов в дни всенародных праздников дикторы Центрального телевидения торжественными голосами объявляли: «Композитор Харито! Романс «Отцвели хризантемы!» Делая ударение в фамилии композитора на последнем слоге. Романс знали и любили всегда, при любой власти, при любом режиме, его пели все – оперные и опереточные певцы, эстрадники и цыгане, драматические артисты, профессионалы и любители, существуют его обработки для гитары, для фортепиано, для симфонических, эстрадных оркестров и ансамблей, пели романс даже исполнители в стиле «рок»!..

Только вот о композиторе ничего не было известно. В свое время это было опасно, даже что-то узнавать – Николай Иванович успел побывать и в стане «красных», и в стане «белых». Может быть, поэтому ни в одной советской музыкальной энциклопедии, ни в одном справочнике не было этой фамилии – Николай Иванович Харито! И никто не знал, откуда такая фамилия, и как правильно в этой фамилии ставить ударение.

Мать композитора и ее братья – выходцы из балаклавских мещан, они – греки по национальности, а Балаклава, как известно – район Севастополя. Отец – русский, Иван Петрович Иванисов, по специальности был горным инженером.

Отец композитора – Иван Петрович Иванисов (1852 – 1944 (1945?).
Отец композитора – Иван Петрович Иванисов (1852 – 1944 (1945?).

Николай – старший сын, в семье было еще четыре дочери – Вера, Лидия, Елена и Надежда.

Родители жили в гражданском браке и их дети считались незаконнорожденными, поэтому все были записаны при рождении на фамилию матери – Харито.

Будущий композитор родился 19 декабря 1886 года в Ялте и прожил в этом городе 21 год. В 1907 году он уехал в Киев учиться.

До 9 лет Николай получал домашнее образование. В пятилетнем возрасте впервые сел за рояль – у мальчика рано обнаружились музыкальные способности. Его педагогом был известный ялтинский музыкант с консерваторским образованием. Фортепиано юный Николай Харито владел великолепно. Мать, Надежда Георгиевна, была образованной женщиной, хорошо разбиравшейся в музыке и искусстве, поэтому музыке обучались все дети в семье. Но когда за инструмент садился Коля, родные безошибочно узнавали его игру. Юный музыкант уже тогда пытался сочинять маленькие пьесы для фортепиано и детские песенки.

Дом Харито в Ялте. К настоящему времени не сохранился.
Дом Харито в Ялте. К настоящему времени не сохранился.

Глава семейства, Иван Петрович, когда-то жил и работал в Петербурге, причем, он был женат. Его направили на работу в Ялту. Временно, как ему тогда казалось, он оставил в городе на Неве семью и уехал в Крым. В Ялте Иван Петрович встретил красавицу-гречанку, и эта встреча решила его дальнейшую судьбу, его не остановила даже разница в возрасте – Надежда Георгиевна была моложе его на 18 лет. Официально жениться на ней он не мог, так как в Петербурге у него осталась законная супруга. Оставался гражданский брак. Очень скоро молодая гражданская жена подарила ему пятерых детей.

Мать – Надежда Георгиевна Харито (1870 – 1948).
Мать – Надежда Георгиевна Харито (1870 – 1948).

В Ялту инженер Иванисов был направлен для «освоения предгорных массивов, строительства дорог и расширения городских площадей». Но фактически в городе он ведал распределением земельных участков и был в хороших отношениях с городскими землевладельцами.

Иван Петрович был состоятельным человеком, его положение позволяло ему серьезно интересоваться живописью. Он часто бывал в Петербурге и, случалось, привозил оттуда картины известных художников. Стены его дома в Ялте украшали творения Репина, Айвазовского. Неравнодушный ко всему красивому, он обставил свой особняк с изысканной роскошью. А в Алупке Иван Петрович купил сосновый лес площадью 22 гектара, мечтая открыть в этом месте частный санаторий для больных туберкулезом. В его доме в Ялте постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Вечерами гостеприимные хозяева часто устраивали домашние концерты, в которых принимали участие и дети.

Маленький Коля, будущий композитор.
Маленький Коля, будущий композитор.

В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Гимназист Харито регулярно принимал участие в ученических концертах, он играл на фортепиано фуги Баха, сонаты Бетховена, вальсы Шопена, пьесы Чайковского, Рахманинова. Интересно, по воспоминаниям его родных, он во время игры не пользовался нотами, что говорило о его замечательной музыкальной памяти.

Однажды Ялтинскую Александровскую гимназию посетила, находясь в Ливадии, Императорская семья. В честь Царствующих Особ был устроен торжественный концерт силами учащихся, в котором выступил и первый пианист гимназии Николай Харито. Он исполнил пьесы Шопена и Рахманинова.

С сестрой.
С сестрой.

О детских годах брата впоследствии вспоминала Надежда Ивановна Харито: «Николай был добрым, отзывчивым человеком. Он не мог пройти мимо нищего, не подав ему милостыню, или не мог ему не помочь чем-то другим. Очень жалел бездомных щенков и котят, кормил их. Говорил с горечью, что «мол, такие никому не нужны!»

Интересно, что в той же гимназии в 1904-1906 годах с Николаем Харито вместе учились Петр Лазаревич Войков, будущий дипломат и революционер, и Самуил Яковлевич Маршак, будущий детский писатель. Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой.

В июне 1907 года Николай окончил гимназию и уехал в Киев. Он мечтал поступить на юридический факультет университета. А спустя два года в Киев из Ялты переезжает и вся семья Харито.