В нашем городе пока еще сохранился остаток древней махалли, которую по сию пору местные жители именуют старинным названием – Чакар. Она – одна из тех, что напоминают нам соседнюю, уже ушедшую в воспоминания, махаллю Зебак – «жемчужина» - так переводилось ее название.
Сегодня рядом с древним кварталом - девятиэтажные дома, бизнес – комплексы, которые закрывают вид на одноэтажные, вроде бы неприметные домики, так «портящие» внешний вид современного города. Кстати, о названии махалли. По одной из версий – Чакар – производное от названия некоего монгольского племени – Цакар, пришедшего сюда еще в XIII-м веке с войсками Чингиз – хана. Но это лишь одна из версий. По другой версии, топоним Чакар куприк, как, по крайней мере, мне перевели, означает «медный мост».
Путешествуя по ее улицам, легко представляется, как мог выглядеть наш город лет этак сто пятьдесят – двести, и более назад. Особенно, если не оглядываться на легковые автомашины, каким-то чудом проезжающие по узким улочкам Чакара. Здесь можно увидеть и остатки канала Чакар, который давно уже превратился в небольшой ручеек, но сохранил все изгибы своего течения. Проходя по ее улочкам, можно не просто увидеть, но даже прикоснуться к тем самым, древним домам, сложенным из старинного тонкого кирпича, виднеющегося из-под обвалившейся штукатурки. Входные двери в них сделаны из дерева, покрыты выразительным, до сих пор четко различимым орнаментом. И, конечно же, здесь рядом, на улице Яланкар, тупик Чинор, дом два, мы можем полюбоваться, хотя бы и снаружи, одним из сохранившихся старинных зданий...
В прошлом, это непременная принадлежность каждой махалли города – мечеть Азизлархон. Иначе она называлась Азлархон ишан. Кто он, этот человек? Откуда он взялся? И за какие заслуги мечеть носит его имя? Давайте разбираться… Старинная легенда сообщает нам, что в середине или конце XVIII-го века в наш город приехал некий Миркурбон Азизхон. Прибыл он вместе со своими друзьями из далекой Аравии (Арабистан) с целью распространения ислама. Возникает вопрос – если к тому времени ислам уже прочно занял свое место на территории Турана, то, что здесь делал очередной его проповедник из далекой Аравии?
Известный «в узких кругах» автор исторического произведения «Тарихи жадидайи Тошканд» Мухаммад Солих Ходжа утверждает обратное - Миркурбон Азизхон – ташкентец. Он родился в махалле Яланкар, в семье священнослужителей, приходившихся родственниками знаменитому проповеднику религиозного течения Яссавийя, а именно Ходжи Ахмаду Яссави. Правды ради, нужно сказать, что Мухаммад Солих Ходжа не был современником нашего героя – он сам родился лишь в тридцатых годах позапрошлого века. Но, составляя летопись родного города, естественно, постарался узнать подробности о наиболее интересовавших его, ранее живших людях.
Так что, нам, наверное, все – таки придется учесть его собственное мнение. О детских годах Миркурбона Азизхона практически ничего неизвестно. Зато, по одному из источников, мы знаем его полное имя. Оно звучит как Зайниддинходжа ибн Ходиходжа ибн Мухаммадходжа ибн Миркурбоншейх азизон. Также мы знаем, и на этот счет имеется грамота – вакуфнома, в которой сказано, что Миркурбон Азизхон передал двум махаллям, а именно Арпапая и Яланкар, два своих участка под строительство квартальных мечетей. Датирован этот крайне важный документ 1223-м годом от хиджры Пророка из Мекки в Медину, что по современному календарю равняется 1808-му-1809-му годам, и даже заверен приложением нескольких печатей.
Строительство мечети – героини нашего рассказа, опять же, практически по легендам, датируется то ли серединой XVIII-го века, то ли шестидесятыми – восьмидесятыми годами этого же столетия.Точнее сказать вряд ли будет возможным, но рядом стоящая высокая чинара с огромным дуплом вполне себе может иметь более чем двух с лишним вековую историю, и, вполне возможно, является безмолвным свидетелем ушедших от нас времен. О личной жизни Миркурбошейха мы можем сказать только то, что он были женат, и, видимо, счастливо, на дочери одного из известных священнослужителей - ишана, того времени. Достигнув преклонных лет, Миркурбоншейх, покидает наш город и уезжает в Саудовскую Аравию.
По моему личному предположению, скорее всего, он желал быть похороненным в одном из двух священных городов – либо в Мекке, либо в Медине. Его дети остались в родном городе, продолжая дело своего отца. Они, как и отец, были высокообразованными, и один из сыновей довольно быстро поднялся по служебной лестнице, если можно так сказать о священнослужителе, и занял пост настоятеля – имама той самой мечети, загадку которой мы пытаемся разгадать.
Скорее всего, постройка мечети как-то связана с деятельностью сыновей Миркурбоншейха – Муҳаммадходжи Ишана и Яқубшейха. Этих известных в те времена религиозных деятелей хорошо знали в городе и за его пределами, и за честность и справедливость прозвали обоих - Азизлархон. Жили они в своих частных домах в той же махалле Яланкор, и частенько читали проповеди именно в той самой «чакарской» мечети.
Она же Ее здание было возведено из самого распространенного в наших краях строительного материала - саманного кирпича, обожженного солнцем. Ее внутренне помещение представляло собой одно квадратное помещение – ханака, и айвана. На стенах когда-то были устроены так называемые внутренние полки - токчалар, предназначавшиеся, видимо, для размещения различных религиозных книг. Впоследствии их ликвидировали, но с какой целью – непонятно.
Со стороны запада был устроен так называемый михраб – нечто вроде ниши, в которой во время молитвы или проповеди находится имам (настоятель) мечети. С остальных трех сторон в стенах были устроены дверные проемы, которые также со временем были заделаны кирпичом. Около здания находилось захоронение, принадлежность которого установить на сегодня так и не удалось.
Одним из наследников и продолжателей дела Миркурбоншейха был проживавший в той же махалле Яланкар Зайниддинхон ишан. На свои собственные деньги ишан построил еще одну мечеть в родном квартале (к сожалению, она не сохранилась). Будучи довольно богатым человеком, он сам проводил занятия среди студентов медресе и приходивших к нему на дом учеников. Скорее всего, он имел и какой-то бизнес, иначе как бы он платил достаточно высокий налог – сто рублей в год – большая по тем временам сумма.
Сто с небольшим лет назад, в годы революций людям было уже не до сохранения старинных архитектурных памятников, а новым власть предержащим – тем более. А потому еще один образец архитектуры нашего края подвергся гонениям. Сначала то самое захоронение, как ни странно, с особого разрешения, было перенесено на ближайшее кладбище Камолон, что спасло его от уничтожения. Сразу же за этим событием постановлением городской власти в 1920-м мечеть закрывают, а помещение начинает переходить от одной организации к другой.
Некоторое время в этом здании размещалась и деревообделочная мастерская. Не понаслышке зная, что это такое, с трудом представляю, как вообще было возможно - буквально «запихнуть» в столь малое помещение подобное производство. За все это время в помещении старой мечети неоднократно случались пожары, следы которых по сию пору можно увидеть на потолке. В конце концов, здание было попросту заброшено…
Начиная с 1953-го года, старинная мечеть дважды была обследована архитектурными экспедициями под руководством Бородиной И.Ф и В.Т. Борискина. Несмотря на понесенные сооружением утраты, как внешние, так и внутренние, здание было признано памятником архитектуры, и даже поднимался вопрос о ее реставрации.
К сожалению, во времена не столь давние руководители города не вняли голосам даже именитых ученых, вставших на защиту старого памятника, и денег не было выделено ни копейки. Видимо, решили – «да что там реставрировать – все равно в махалле стоит, туристы туда не пойдут и т.д. и т.п.»
Да и экскурсоводы, как тогда, так и сейчас, водят экскурсии только по «наезженным» местам. Подозреваю, что на вопрос об этой мечети в адрес любого практикующего гида, увижу широко открытые глаза и немой вопрос – а разве есть такая? Было бы более странным услышать от них подробный рассказ об этом памятнике архитектуры Туркестанского края. Ныне она находится в очень плачевном состоянии, что делает невозможным ее подробный осмотр. И если кто-то из вас, уважаемые читатели, захочет побывать здесь, прикоснуться к кусочку древней истории нашего города, рекомендую обратиться к аксакалам старой махалли. Возможно, именно они смогут рассказать вам несколько больше, чем сообщил я.