"Почему в череде библейских персонажей Адам следует после Соломона?" — спросите вы.
И вправду, начинать с первого человека было бы логичнее. Но когда мы читаем слова: "....И не было человека... [...] И создал Господь Бог человека... [...] И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека... " и т.д., — мы захвачены повествованием и забываем о повествователе.
К тому же, он сохраняет свою полную анонимность. "И сотворил Бог человека". — "Кто это сказал?" Вот вопрос, к которому проявляет интерес современная эпоха.
Повествование является как бы объективной реальностью, спроецированной на белый экран, а сегодняшний человек хочет видеть ту кабину, откуда она проецируется. Он хочет даже видеть, как снимался этот фильм, знать, кто его снял. "Кто рассказывает?" Итак, мы переходим от объекта повествования к повествующему субъекту, к тому Я, которое прячется за текстом. Это решительный шаг. Он запускает в действие всю историю библейской критики.
Такое любопытство, которое, к счастью, всё время возрождается, никогда не будет полностью удовлетворено. Но с первых шагов расследования мы поняли, что всё, касающееся Адама, передано нам исключительно потомками Авраама. Именно Израиль говорит об Адаме. И наш интерес перемещается в сферу истории Израиля.
Согласно тому, что мы узнаём от историка царствования Соломона, эпоха монархии кажется временем, наиболее благоприятным для составления рассказа о сотворении Адама. В этих идеальных условиях царь рассуждает обо всех категориях живых существ, "до иссопа, вырастающего из стены; [...] и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах" (3 Цар 4. 33).
Слава великого царя привлекла к нему далекую иностранку — царицу Савскую (3 Цар 10.1-13) В те времена придворные книжники собирали сведения об окружающих цивилизациях, сопоставляли их родословные (Быт 4. 17 - 5. 32; 10. 1-32; И. 10-32). Среда, в которой интересовались также загадками (ср. 3 Цар 10. 1), не могла остаться в стороне от загадки происхождения человека. Уже многие ответы были тогда в ходу. Появятся и новые.
Пусть нашим путеводителем будет 2-я глава Книги Бытия. Мы присутствуем на самом красочном и самом оживленном параде из всех, какие мы когда-либо видели. Господь, желая найти человеку "помощника, который бы соответствовал ему", создает с этой целью животных и показывает их Адаму одно за другим: шерстистых, пернатых, покрытых чешуей, массивных и мелких, тяжеловесных и невесомых, с мычанием или стрекотанием, присущим каждому виду, — их всех Создатель показывает человеку, "чтобы видеть, как он назовет их" (Быт 2. 19).
Во время составления этого непомерного лексикона Творец настороже: остановится ли Адам на каком-нибудь из этих созданий? "Называть" — это одновременно и познавать: использовать речь и, вместе с нею, возможность того, чтобы тебя слышали и слушались.
Речь устанавливает связь между человеком и животными. Слово за слово, Адам обнаруживает свое отличие от них и страдает из-за того, что от одной попытки к другой это отличие становится всё яснее и яснее. И в то же время растет его желание встретить существо, которое бы ему соответствовало. Таким образом, полное завершение создания мира откладывается на потом, а нам остается только беспокоиться, сколько еще времени ждать момента, когда человек, наконец, найдет то, что ему нужно.
За этим ожиданием скрывается драма: то, что человек ищет, — это он сам, неуверенный в своей собственной идентичности. И Бог ждет, полностью завися от уст Своего творения и живя с ним в неких взаимоотношениях, — мы никогда не обнаруживали настолько близких, настолько тревожных отношений. Мифологическое повествование переходит, таким образом, сквозь историю наших культур в притчу о человеческом становлении: человек — в наши дни особенно, более чем когда бы то ни было — не решается обозначить зыбкую грань, стертую, возможно, им самим, между своим биологическим статусом в ряду животного мира и своей сугубо человеческой спецификой. В конце концов, путь, прослеживаемый рассказом, заканчивается: "Для человека не нашлось помощника, который бы соответствовал ему" (Быт 2. 20*).
Такой финал — это поражение. Современный человек продолжил бы эксперимент в лаборатории, где создал бы новых живых существ, которых Творец ему не показал, поскольку не сотворил их. Адам награжден целительным средством, которое вполне соответствует множеству пережитых им беспокойств, — сном.
На самом деле, использованное здесь слово (tardemah) означает скорее своеобразную кому, которую на него "навел" его Создатель (Быт 2. 21). Она нужна потому, что грань, которую предстоит переступить, радикальна. Адам не может ее перейти собственными силами. Он пережил многообразный опыт, который был ему дан только для того, чтобы у него появилась определенность его желания — желания Того, что единственное могло бы его исполнить. Вмешательство Бога, полагающего конец этому опыту, является само по себе творческим актом.
Заметим по ходу дела, что наш исходный вопрос ("Кто рассказывает?") находит здесь иронический ответ. Коль скоро Адам не всё ведал о своем происхождении, поскольку спал, знало ли о нем больше его потомство?
Всё мифологическое повествование рождается под покровом сна, безотчетно. Такова плата за то, чтобы сказать больше, чем голую правду. Бог усыпил Адама, прежде чем взять у него одно из его ребер — не для того, чтобы не сделать ему больно, но для того, чтобы он не знал. Из этого ребра Он создал женщину, которую привел к Адаму, закрыв отверстие.
Когда вся совокупность видов была завершена, Адам, конечно, много знал о живых существах. Прежде чем войти в некий другой мир, Адаму нужно было потерять сознание. Ему нужно было пройти поверх зияния своей собственной ночи, чтобы оттуда войти в "признание". Этот скачок поверх пустоты есть истинное рождение Адама. Посему у него нет знания об этом, так как рассказчик любого мифа не "знает", о чем говорит. Истина знает за него и говорит при его посредстве своим собственным языком. Она проскальзывает сквозь его слова.
Исход этого поиска и этой ночи, предшествующей подлинному рождению, радостен. Адам обретает То Единственное, чего искал. И это Единственное — вовсе не та, которая неожиданно ему представлена, его суженая. Это Единственное — в их согласии, происходящем от Того, в чем ничто не может обнаружить признака, не происходящего из этого согласия. Перед лицом Единственного из тела Адама благодаря движениям его гортани вырывается именно То, что является его отличительным свойством: речь. "На сей раз эта — кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт 2. 23*).
Не Адам обрел речь: это она его обрела. Она поднимается на основании нового свойства — истины. Она есть слово истины, поскольку она соединяет мужчину и женщину, одновременно соединяя человека и его Создателя, перед лицом Которого она произносится. Истина "имеет место" на пересечении этих двух линий — вертикальной и горизонтальной. Понятие "истина" не могло еще относиться к именам в череде живых существ.
Эти имена — простые инструменты, человек может найти и найдет другие имена для других живых существ. Напротив, воскликнув: "На сей раз эта — кость от костей моих и плоть от плоти моей — будет называться 'ishsha, ибо от 'ish эта взята" ('ish - "мужчина", 'ishsha - "женщина") , — Адам занимает определенную позицию. Признавать уникальное существо ("эта"), уникальное мгновение ("на сей раз") — значит принимать какие-то обязательства, различать, отдавать предпочтение, становиться на чью-то сторону, а следовательно — присутствовать в собственной речи. Ничто иное не речь, ничто иное не "истина". До сих пор Адам еще не говорил, потому что он был один. Единства с Творцом не было достаточно, поскольку Адам не заключал союза внутри творения, союза с существом иным, нежели он сам. Речь же оказывается тем, что осуществляет союз двоих: она — уже не инструмент, а жилище истины.
Для проявления истины надо будет, чтобы соединившиеся двое не стали выдавать себя за одного. Чтобы животное не было человеком, чтобы мужчина не был женщиной. Чтобы "эта" была этой, а не несколькими сразу, чтобы "на сей раз" не было перепутано с другим разом, чтобы "эта" не могла быть заменена какой-то другой. Речью устанавливается закон. Но линия единства тонка, потому что она следует путем Духа. Это линия трепещущая, поскольку она не обнаруживается тотчас же.
То единственное оказывается внутренним содержанием своего творения после того, как Адам заговорил. Неожиданно произносится принцип отделения: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт 2. 24). Единство невозможно с тем, что слишком чуждо. Единство невозможно с тем, что слишком близко. Сын должен отделиться от своих родителей, чтобы стать мужем: при таком условии человечество будет двигаться дальше. Эта двойная обязанность предваряется появлением первой женщины.
Различие, которое отделяет человека от животного, слишком велико, чтобы через грань между ними можно было переступить. Различие, отделяющее мужчину от женщины, установлено: тело отделено от самого себя посредством ампутации, которой подвергся Адам, а дух отделен от самого себя посредством впадения в ночь сна. Но женщина действительно из той же плоти, что и мужчина. Так, между мужчиной и женщиной оказывается и необходимое различие, и необходимое подобие.
Союз первого мужчины с первой женщиной несет в себе формулу тех союзов, которые последуют за ним. Он предвещает также их непостоянство. Рассказчик знал о союзе Авраама и Сары чуть больше, чем о союзе Адама и Евы. Он показал нам, какими трудными были пути не только союза в истине праотца и праматери человечества, но и праотца и праматери Израиля.
Авраам не мог полностью оставить своего отца и свою мать, потому что он взял с собой свою единокровную сестру, и он не мог целиком основать свой союз на истине, поскольку не обошелся без обмана, выдавая свою жену за сестру: от одной нечеткой линии в родстве не могла начаться твердая речь. Израиль не должен будет продолжать выбирать, подобно Адаму, между человеком и животным, но должен будет найти столь трудный путь между эндогамией и экзогамией.
Ставка огромная: ведь она сделана с самого начала — начиная с Авраама, начиная с Адама. Намерение рассказчика подчеркнуть это не является чем-то искусственным: истина говорит за него.
Создать в Себе Самом одного нового человека.
Еф 2. 15
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!