Против цирка вообще я ничего не имею. Цирковое искусство зрелищное, интересное, по-своему притягательное. В нем все прекрасно, кроме одного: стационарные цирки и цирки-шапито привлекают к себе внимание дикими животными. Львы, медведи, рыси и тигры глядят на нас с афиш, зазывают на представление. Кажется, даже самая бесталанная труппа может принять к себе дрессировщика с парой тигров, и аншлаг обеспечен. В шапито это, наверное, так и работает: все больше знакомых жалуются на несмешных клоунов и скучные номера. Получается такой зоопарк на арене.
Но дикий зверь есть дикий зверь. Все великие дрессировщики не единожды страдали от нападений своих подопечных. Стоит замешкаться или, хуже того, отвернуться — и перед зверем уже не дрессировщик, а полноценная добыча.
Бывает, что дрессировщики погибают прямо на арене.
Так нужно ли усыпить тигра из видео, убившего дрессировщицу? А за что? Тигр — хищник. Убивать — его природа. Будь он человеком, дело другое. Вопрос бы стоял о пожизненной изоляции от общества или электрическом стуле. А усыпить тигра за убийство все равно, что усыпить волнистого попугайчика за то, что тот летает. Но и на арене такому животному не место.
Сами звери тоже страдают от особо изощренной неволи. В государственных зоопарках им создают условия, отдаленно напоминающие естественные. За ними присматривают, их изучают, лечат, заботятся о них. А о каких условиях мы можем говорить в случае с цирком? Клетка покрепче, опилки, арена, снующие цирковые, кнут, кусочек мяса, кнут, усвоенный номер, ревущая толпа вокруг... И так изо дня в день.
В дотационном государственном цирке может еще покормят нормально, а в шапито — чистое везение: пришли люди — ты поел, а не пришли... Да плюс еще животное может получить травму или дрессировщик травму нанесет.
И вообще, за каждой манипуляцией с животным в цирке стоит страдание. Да, цирковые медведи могут освоить велосипед, потому что «можно и зайца научить курить». Но какой ценой? Ценой тесной клетки с опилками вместо бескрайнего леса, где можно встать во весь рост, когда захочется, а не когда дрессировщик щелкнул хлыстом. Цирковой медведь, возвращенный в дикую природу, не выживет: цирк сломал ему жизнь навсегда. Он не знает, что бывает иначе и думает, если б мог думать, как человек, что везде одинаково унижают или суют подачки за удачное па.
Что же делать, чтобы и цирки выжили, и дикие животные остались в дикой природе? Цирковое искусство потому искусством и называется, что оно в первую очередь не фото со змеей на шее, а акробатика, жонглирование, гимнастика, третьесортная клоунада. Цирк — это люди с удивительными зрелищными возможностями. Животные — лишь украшение представления, а не его центральный элемент.
На первых порах можно взять пример с Куклачева. Кошки и собаки давно живут с человеком, поддаются дрессировке, бывают самых разных форм и размеров: от манчкинов до мейнкунов, от той-терьеров до алабаев. И цвет у них самый разный. И волосы бывают лысые. Надо помнить, конечно, что они тоже животные и им придется так же тяжело, как и диким зверям.
Дрессировщикам лучше было бы перепрофилироваться в сторону работы над своим телом или изобрести новый жанр, где ни животные, ни птицы, ни рыбы не нужны. Да и насекомые ни к чему. Есть смысл задуматься о взаимодействии человека и компьютера: 3D-моделировании, световых и звуковых эффектах.
Цирк, изменись! Избавься от предрассудков былых веков, стань зрелищнее и эффектнее. Переживи второе рождение. Ты станешь только лучше.